Дотянется ли Беларусь до экзотического нефтедоллара

Источник материала:  
25.07.2011 14:35 — Новости Экономики
Белорусские нефтеперерабатывающие заводы решили пополнить государственную казну и собственный бюджет нефтедолларами за счет новых рынков. В ближайшей пятилетке Беларусь намерена составить конкуренцию поставщикам нефтепродуктов в Нигерии, Канаде, Китае и странах Скандинавии. 
Белорусский экспорт нефтепродуктов в последние годы концентрировался исключительно на европейском рынке, где ключевыми клиентами были на протяжении последних трех лет Нидерланды, Латвия и Великобритания. Однако в связи с увеличением стоимости сырой российской нефти и падением рентабельности этого бизнеса поставки в эти страны заметно сократились, и уже в текущей пятилетке Беларусь планирует наладить экспорт нефтепродуктов в Нигерию, Китай, Канаду и страны Скандинавии.

То, что предусмотрено планом мероприятий по выполнению Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы эксперты считают чистой авантюрой.

Если с точки зрения диверсификации экспорта расширение географии поставок — это стратегически верный шаг, что, учитывая сегодняшнюю европейскую направленность экспорта нефтепродуктов новые рынки — настоящая экзотика, пишут Белорусские новости.

Отечественные НПЗ, несмотря на определенные финансовые проблемы с закупкой российской нефти, активно наращивают поставки нефтепродуктов на внешние рынки. По данным Белстат, экспорт за пять месяцев увеличился на 51,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За пределы страны за этот период было экспортировано 5 млн. 764,7 тысячи тонн нефтепродуктов. Их них экспорт в страны СНГ составил 1 млн. 75,9 тысячи тонн (рост на 41%), страны вне СНГ — 4 млн. 688,8 тысячи тонн (рост на 54,1%). 

Так как нефтедоллары — это один из главных питательных элементов белорусского бюджета, перед НПЗ стоит задача, во что бы то ни стало и дальше поддерживать высокие темпы экспорта. Поэтому понятно, почему пункт «наращивание экспортного потенциала, повышение эффективности продаж нефтепродуктов» попал в программу социально-экономического развития Беларуси на пятилетку. 

Выход на экзотические рынки типа Нигерии или Канады, судя по всему, как раз вписывается в экспортную стратегию. Причем, в программе отмечается, что это делается не только диверсификации ради, а «в целях получения более высокой прибыли от реализации нефтепродуктов». 

Сегодня Беларусь хорошо зарабатывает за счет поставок нефтепродуктов в Европу, хоть и меньше, чем раньше. 

В 2010 году лидерами по импорту белорусских нефтепродуктов были Нидерланды, Украина и Великобритания. За пять месяцев этого года выручка от экспорта в Нидерланды 2,8 млн. тонн нефтепродуктов (почти 50% всего экспорта) составила 2,1 млрд. долларов (в 2008 году составлял 5,3 млрд долларов). В Украину за этот же период было поставлено 935 тысяч тонн нефтепродуктов на сумму 841,5 млн. долларов, в Латвию, которая вышла на третье место среди покупателей, было продано 734,7 тысячи тонн на сумму 630,6 млн. долларов (в 2008 году - 1,6 млрд долларов). 

«Мне кажется, это достаточно авантюрная идея — поставлять нефтепродукты в Нигерию, Канаду, Китай, — считает аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин, — В отличие от сырой нефти, которую можно возить огромными танкерами на большие расстояния, и это остается экономически выгодным, нефтепродукты поставляются более мелкими партиями. С точки зрения логистики возить нефтепродукты так далеко нецелесообразно». 

Потребность потенциальных покупателей в белорусских нефтепродуктах также сомнительна, считает эксперт: «Например, у Канады нет большой потребности в закупке нефтепродуктов у таких покупателей как Беларусь. Канада — крупный экспортер нефти в США. А Штаты могут в достаточной степени производить нефтепродукты, чтобы обслуживать Канаду». 

Не видит большой заинтересованности у Канады в покупке нефтепродуктов из Беларуси и аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. «В Америке профицит перерабатывающих мощностей», — констатирует эксперт. 

Перспективным с точки зрения спроса можно рассматривать рынок Китая, полагает В.Крюков. В мае этого года Китай ввел запрет на экспорт всех видов дизельного топлива из страны из-за растущей угрозы дефицита бензина. 

«В Китае есть спрос на нефтепродукты. Недавно страна стала чистым импортером дизельного топлива. Но если речь идет о прямых поставках нефтепродуктов, то непонятно, каким образом сделать экспортный маршрут оптимальным, учитывая огромное расстояние между Беларусью и Китаем. В любом случае, пока эта идея сырая, и поставки, если до этого дойдет, будут крайне мизерными», — уверен эксперт. 

По мнению А.Кокина, самым реальным покупателем наших нефтепродуктов из попавших в прицел белорусского правительства могут быть скандинавские страны, в частности, Финляндия: «Финляндия закупает мазут. Есть НПЗ, который его перерабатывает до светлых нефтепродуктов или просто очищает от серы. Так что скандинавы могут покупать белорусский мазут для его последующей переработки». 

Между тем что на любой рынок выйти не так просто. «Рынки отчасти заняты, есть компании, которые туда поставляют нефтепродукты, и не так просто выйти и занять на нем свою нишу. Для этого, например, придется предложить более привлекательную по сравнению с другими поставщиками цену», - подчеркивает В.Крюков.

Эксперты, впрочем, не исключают, что выход Беларуси на новые рынки сбыта нефтепродуктов — это следствие политических договоренностей, в рамках которых будут задействованы какие-то замещающие схемы. 

Оптимальным, по мнению А.Кокина, маршрутом прямых поставок нефтепродуктов для Беларуси является экспорт в Россию. Аналитик убежден, что, несмотря на высокую конкуренцию, белорусские НПЗ могли бы наращивать экспорт нефтепродуктов за счет российского рынка. 

Впрочем, не исключено, что белорусское правительство и не рассматривает вариант прямых поставок нефтепродуктов через полмира, рассчитывая осваивать новые рынки сбыта через трейдеров. 

«Это был бы оптимальный вариант. Прямые поставки — это выстраивание логистики, страхование грузов, фрахт. Это целый отдельный бизнес, которым занимаются крупнейшие мировые трейдеры. Возможно, речь как раз и идет о продаже нефтепродуктов в портах трейдерам. Такой вариант более понятен. Ведь у трейдеров готова вся инфраструктура, они знают рынки, спрос, как выгодно и по каким ценам продать», — резюмирует В.Крюков.



Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика