За квартал МАЗ увеличил долю на российском рынке в 1,5 раза
20.07.2011 08:35
—
Новости Экономики
За квартал МАЗ увеличил долю на российском рынке в 1,5 раза
Белорусское правительство обсудило среднесрочные и долгосрочные перспективы развития МАЗа – одного из двух предприятий из "списка Мясниковича", по которому потенциальный покупатель ("Ростехнологии") не стал опровергать своего интереса.
Интерес россиян должен подкрепляться увеличением доли белорусского производителя на рынке России.
Де-факто сейчас МАЗ в том числе работает на оценку, которую будет проводить для "Ростехнологий" известная консалтинговая компания Ernst&Young. В настоящее время обсуждается новый вариант создания совместного предприятия с участием МАЗа и входящего в состав "Ростехнологий" КаМАЗа. Предлагается, в частности, внести в уставный фонд СП по 49,9% акций МАЗа и КаМАЗа.
Но капитализация КаМАЗа больше, чем МАЗа. В качестве примера: валовая прибыль МАЗа за 2010 год была около 82 млн долларов, КаМАЗа – около 228 млн долларов, по итогам 1-го квартала 2011 года это соотношение выглядит так: соответственно 20 млн и 54 млн долларов. Поэтому российская сторона настаивает, чтобы в состав СП вошли и другие белорусские предприятия. Рассматривается, например, участие ММЗ, возможно, БАТЭ.
Ранее первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко заявлял, что СП с участием МАЗа и КаМАЗа может быть создано до конца текущего года.
А пока МАЗ восстанавливает свои позиции на рынке России, где его доля в период кризиса снизилась до рекордного минимума. Этот минимум – 3,4% от всего объема продаж – пришелся на 2009 год, в 2010 году доля составила 9,5%, хотя в 2005 году она была 17,7%.
По последним данным, доля МАЗа в первом квартале 2011 года выросла в сегменте автомобилей полной массы 14–40 тонн с 8,8% (данные первых трех месяцев 2010 года) до 14,3%.
Таким образом, по итогам 1-го квартала 2011 года МАЗ занял в России третье место по объемам продаж грузовиков. Впереди него КаМАЗ и иностранные производители (35,2%). Доля КаМАЗа по сравнению с первыми тремя месяцами 2010 года и в целом 2010-м годом сократилась. В 1-м квартале 2010 года она составляла 59%, по итогам 2010 года – 46,8%. А вот продажи иностранных производителей, наоборот, выросли. Для сравнения: в 1-м квартале 2010 года их продажи составляли 11,3%, по итогам 2010 года – 25,1%.
В сегменте среднетоннажников (8–14 тонн) доля МАЗа в 1-м квартале 2011 года выросла еще существеннее – с 12,8% до 22,7%. Здесь МАЗ занимает 2-е место после "Соллерса" (Isuzu) (41,4%). Доля КаМАЗа на этом рынке составила в рассматриваемом периоде 12,3%, иностранных компаний – 21,3%.
На заседании правительства, состоявшемся 19 июля, была одобрена инвестиционная программа для МАЗа на 2011 год. Ее объем составит 131,3 млрд рублей. По сегодняшнему курсу это около 25 млн долларов, к концу 2011 года эта сумма, не исключено, может в долларовом эквиваленте снизиться в разы. В этом плане, чтобы сохранить конкурентоспособность не только на российском рынке, но и внутри рынка Таможенного союза, МАЗу нужно искать стратегического партнера с хорошей не только технической, но и финансовой базой. Период, когда обсуждалась возможность присоединения КаМАЗа к МАЗу (конец 1990-го – начало 2000-го), безвозвратно потерян. И теперь остается только искать наиболее благоприятные возможности сотрудничества под эгидой своего главного конкурента. КаМАЗ в отличие от МАЗа не потерял иностранного партнера (концерн МАN), а нашел и крепит и углубляет стратегические отношения с ним, не боясь, в том числе, продавать акции. Акционером КаМАЗа является компания Daimler-Benz (11% в уставном фонде), которая с марта 2011 года в рамках ООО "Мерседес Бенц Транс Восток" начала производство немецких грузовиков в Набережных Челнах.
Доли компаний-производителей грузовиков на российском рынке (14–40 тонн) в 1-м квартале 2011 г.
№ | Компания | Доля по итогам 1-го кв. 2011г., в % | Доля по итогам 1-го кв. 2010г., в % |
1 | КаМАЗ | 38,8 | 59 |
2 | Иностранные производители | 35,2 | 11,3 |
3 | МАЗ | 14,3 | 8,8 |
4 | АЗ "Урал" | 11,1 | 20,4 |
5 | КрАЗ | 0,6 | 0,5 |
Доли компаний-производителей среднетоннажной техники на российском рынке (8–14 тонн) в 1-м квартале 2011 г.
№ | Компания | Доля по итогам 1-го кв. 2011 г., в % | Доля по итогам 1-го кв. 2010 г., в % |
1 | "Соллерс" | 41,4 | 45,3 |
2 | МАЗ | 22,7 | 12,8 |
3 | Иностранные производители | 21,3 | 6,9 |
4 | КаМАЗ | 12,3 | 13,2 |
5 | ОАМО ЗиЛ | 2,3 | 21,8 |