Деньги на стол

Источник материала:  



Белорусские мебельщики вслед за производителями продовольствия столкнулись с проблемой несанкционированного вывоза продукции из Беларуси. Супервыгодные поставки гарантирует схема, уже апробированная россиянами на мясе, сахаре и молочной группе: граждане РФ обменивают у себя на родине или в белорусском приграничье российские рубли на белорусские по курсу на 50-60% выше официального, а на полученные деньги затовариваются в Беларуси.

Отчаявшись купить валюту в обменниках или банках, белорусские предприниматели соглашаются на любые расценки, по которым можно стать счастливым обладателем российской валюты. В результате - с учетом некоторого диспаритета цен в Беларуси и России - готовая продукция достается россиянам в разы дешевле. Причем если продукты питания россияне покупают преимущественно для личного потребления, то мебель позволяет сделать небольшой бизнес. Отечественные мебельные предприятия уже фиксируют падение спроса на свою продукцию в России, в то время как рынок насыщается белорусской мебелью за счет неофициальных поставок.

Начальник отдела кооперации и специализации деревообработки и мебельного производства концерна «Беллесбумпром» Мирослав Пухальский подтвердил «БелГазете», что мебельщики отмечают тенденцию вывоза продукции в Россию. Тем не менее он воздержался от оценки масштабов ситуации: конец весны и начало лета непоказательны - продажи в этот период традиционно снижаются. Пухальский предположил, что поставками белорусской мебели мелкими партиями в Россию занимаются небольшие компании - белорусские предприятия не поставляют продукцию оптом на внутренний рынок, а в рознице крупные партии не приобрести. Этот фактор сдерживает разрастание мебельного кризиса.

Любопытно, что новая схема покупки мебели россиянами ограничивается потребтоварами и не распространяется на другие сегменты деревообработки, например на древесные плиты.

Впрочем, представитель одного из российских отраслевых специализированных изданий в беседе с корреспондентом «БелГазеты» усомнился в правдоподобности и эффективности схемы: «С одной стороны, бизнес - как ручеек, проходит там, где проще пройти. Но, с другой, представьте, сколько мебельных магазинов по всей Беларуси нужно объездить, чтобы закупить в рознице партию продукции. Не будешь же по одному дивану в Россию гонять «Газелями». В результате логистические издержки будут слишком высокими» .

О том, как валютный кризис в РБ скажется на положении белорусских мебельных фабрик в РФ, корреспондент «БелГазеты» беседовала с гендиректором Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Андреем РАДУХИНЫМ.

- Несанкционированные поставки белорусской продукции составляют серьезную конкуренцию нашим мебельщикам?

- О распространенности этой схемы мне неизвестно, поскольку мы оперируем официальной статистикой, которая не учитывает серые поставки. Но ее существование вполне понятно. То же самое в разное время было с автотопливом, сигаретами. До тех пор пока у предпринимателей сохраняется возможность купить что-то дешевле и продать дороже, эта схема будет действовать. Пока в Беларуси будет сохраняться неуравновешенность обменных курсов, такие вещи будут продолжаться, тем более что мы находимся в Таможенном союзе.

- Какие позиции белорусские мебельные фабрики сейчас занимают в России?

- В прошлом году Россия импортировала белорусской мебели на $229 млн. по контрактной стоимости. Если перевести это в рыночную стоимость, то получится около $330 млн. Весь объем продаж мебели в России в 2010г. составил $8,31 млрд., т.е. белорусы занимают около 4% российского рынка. Белорусская мебель представлена в основном ближе к среднему ценовому сегменту. У вас есть изделия из массива, так что не могу отнести их к эконом-классу.

- Белорусская мебель действительно самая дешевая на российском рынке?

- Подавляющее большинство российских производителей работают в сегментах «средний минус» и «эконом» (здесь я не имею в виду студии, которые изготавливают заказы для богатых людей и часто закупают материалы за границей). Однако при этом российская мебель действительно в среднем довольно дорогая. Мы провели сравнительный анализ цен - оказалось, что в России в рознице заводская продукция стоит столько же, сколько аналогичная в Германии. В данном случае я говорю о заводской продукции, потому что примерно 40% всей выпускаемой в России мебели делается на мелких частных предприятиях, кустарных производствах. Это кухонные уголки, простейшие предметы мягкой мебели, кровати. Конечно, они дешевле.

Но конкурентоспособность российской мебели остается под большим вопросом. А высокий уровень цен на рынке является привлекательным для иностранных производителей, в т.ч. белорусских.

Высокие цены в России тормозят российский экспорт, показатели которого очень скромные - всего 7% от объема производства в нашей стране. Российским предприятиям вполне достаточно места на растущем внутреннем рынке, и они не связывают себя хлопотами по заключению внешнеторговых контрактов, таможенной очистке, поискам оптимальных путей доставки. Даже в страны СНГ российская продукция идет со скрипом. Сейчас наша задача - оживить экспорт, донести до производителей, что нельзя зацикливаться только на одном рынке.

- Белорусская корпусная мебель изготавливается преимущественно из отечественного сырья. Логика подсказывает, что после девальвации рубля конкурентоспособность белорусской продукции должна серьезно повыситься…

- У нас пока нет статистики за II квартал. Однако данные за прошлый год и три месяца 2011г. показывают, что белорусские производители и так наращивают поставки быстрее российских, хотя и уступают зарубежным производителям. Так, в 2010г. Россия увеличила импорт мебели на 30%, в т.ч. из Беларуси на 23,3%. А рост производства в России увеличился только на 14%, примерно на столько же возросли и продажи российской мебели.

В I квартале 2011г. импорт серьезно пошел в гору - вырос в 1,6 раза, а поставки из Беларуси увеличились на 28%. В то же время наше уважаемое отечественное производство нарастило объемы только на 16%. Причем в апреле и мае российские производители снижали темпы роста, в результате за пять месяцев 2011г. российское производство выросло только на 13%.

- Получается, поставщики качественной зарубежной мебели постепенно отвоевывают российский рынок у местных кустарей. Не получится ли, что с течением времени белорусские производители станут заложниками собственных низких цен и проиграют дорогой европейской мебели?

- Движение в сторону роста импорта началось еще в 2008г., когда наблюдались кризисные тенденции в промышленности. С другой стороны, у официальной статистики есть огрехи. По статданным, на импорт приходится 52-53% российского рынка. Но они не учитывают теневого производства, а в России очень много микрокомпаний, которые не входят ни в какие статотчеты. По экспертным оценкам, с учетом теневого производства доля импорта составляет около 36%. Причем на сегменты «средний плюс» и «премиум» приходится в лучшем случае 15% рынка, которые представлены главным образом европейскими производителями. Не думаю, что существуют предпосылки для изменения структуры спроса и для того, чтобы россияне в ближайшие годы переключились на дорогую мебель.

Справка «БелГазеты». Андрей Радухин родился в 1946г. в Москве. Окончил Всесоюзный заочный финансово-экономический институт по специальности «технология мебельного производства», получил также экономическое образование. Работал на деревообрабатывающем комбинате, во всесоюзных мебельных объединениях. В 2007г. возглавил Ассоциацию предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РФ.

КСТАТИ

Положение белорусских мебельщиков на российском рынке «БелГазете» прокомментировала главный редактор журнала «Мебельный бизнес» (РФ) Ирина ФАДЕЕВА.

- Российский рынок торговли мебелью абсолютно не консолидирован. На нем много малых фирм, догадываюсь, что могут что-то по-серому возить, но о новой схеме ничего не слышала.

Последнее десятилетие белорусская мебель продается стабильно. Количество торговых точек в Москве и регионах растет. Белорусские поставщики достаточно уверенно здесь себя чувствуют. Была проблема с вмешательством государства в «Пинскдрев», но никаких партнеров на российском рынке предприятие в связи с этим не потеряло.

←«Дзайбацу» по-белорусски: Лукашенко создаст своих олигархов, чтобы защититься от российского капитала

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика