Беллегпром: Надо развивать собственные бренды, чтобы не остаться не у дел со своими швейными машинками
12.05.2011 16:39
—
Новости Экономики
Беллегпром: Надо развивать собственные бренды, чтобы не остаться не у дел со своими швейными машинками
Перед легкой промышленностью Беларуси стоят непростые, особенно в условиях глобального и местного экономического кризиса, задачи. Нужно обеспечить положительное сальдо в условиях, когда основные виды сырья приходится импортировать; создать свои бренды и сбытовые сети, отучив белорусов отовариваться на рынках; провести модернизацию и заинтересовать капризных инвесторов. При этом, как заявил журналистам председатель концерна "Беллегпром" Геннадий Вырко, поддержка будет, в первую очередь, именно белорусским компаниям, расширяющим производство внутри страны.
Своя рубашка всем милее
Повод для беседы с журналистами располагал: 11 мая в Быхове крупнейший отечественный производитель текстильной продукции ОАО "Моготекс" открыл новое швейное производство, обеспечив работой 40 швей (с перспективой выхода на двухсменный режим и увеличения численности сотрудниц в два раза).
Геннадий Вырко также рассказал, что у предприятий концерна весьма амбициозная инвестиционная программа: в техпереоснащение до 2015 года планируется вложить около 2 трлн рублей. При этом одновременно должна развиваться и более глубокая переработка, поскольку именно так создается основная добавленная стоимость.
"Добавленная стоимость низкая при производстве пряжи, немного выше - при выпуске ткани, чуть повыше в отделке и уже на конечном продукте зарабатывается основная добавленная стоимость. Вершина – это бренд. На бренде можно заработать гораздо больше, чем на всех остальных промежуточных стадиях вместе взятых. Добавленная стоимость на одно рабочее место в Европе – выше 80 тыс долларов, а у нас она существенно ниже. Правда, на ОАО "Витебские ковры" она за счет переоснащения составляет 60 тыс долларов", - рассказал глава "Беллегпрома".
Собственные сильные бренды, безусловно, позволяют получить максимальную отдачу от производства, но и риски тут максимальные, ведь брендов-неудачников куда больше, чем брендов-звезд. Есть и другой, менее рисковый путь, успеха на котором добивается тоже далеко не каждое предприятие – выполнение давальческих контрактов на пошив продукции под известными мировыми марками. Первым путем пошла минская Милавица, вторым – Славянка, шьющая одежду по заказу Adidas.
"Есть Славянка и Милавица. Обе шьют одежду мирового уровня, та и другая продаются в Европе. Но одни шьют Adidas по заказу, а другие продают свой бренд – Милавицу. Уровень заработной платы в 4 раза отличается, и сами догадайтесь, где он выше. Поэтому формирование брендов, а может быть и покупка известных ослабевших мировых брендов - это достаточно перспективный путь создания добавленной стоимости. А тащить сюда мировые бренды, думая, что это очень хорошо, не совсем верно", - отметил Вырко.
Он добавил, что сегодня мировые бренды уходят из Китая, из Юго-Восточной Азии, образовываются новые зоны с низкой добавленной стоимостью – Египет, Пакистан, производства возвращаются в Восточную Европу. "Но это тоже на время – сегодня они тут, завтра – там. И с чем мы останемся? Со своими швейными машинками?", - аргументировал глава концерна.
При этом, подчеркнул Вырко, в стране и так не хватает швей. "А зачем мне сюда тащить тот же Adidas, если в регион могут прийти наши Милавица и Моготоекс. Милавица сегодня работает в Дзержинске, в Мостах, в Молодечно, войдя с долей акций в эти предприятия, загружая их и получая совершенно другую добавочную стоимость. А это и налоги, которые остаются в стране", - рассказал собеседник.
Кроме того никто не отменял планов по выходу на зарплату в 1000 долларов, а западные владельцы брендов совсем не стремятся к такому росту, убеждены в концерне.
Так что путь, выбранный ОАО "Моготекс", в концерне приветствуют. Пока швейный участок создан только в Быхове, но специалисты предприятия уже выезжали в Кричев, некоторые районы уже сами предлагали компании площади у себя в регионах.
Как рассказал гендиректор Моготекса Виктор Матиевич, Быховский участок, как и основная швейная фабрика, будет специализироваться на выпуске форменной и специальной одежды для поставок на экспорт.
"Виктор Аркадьевич тут немного не досказывает, - поправил Матиевича глава Беллегпрома. - У них тоже уже зреют такие мысли, что рабочая одежда – это хорошо, военная – тоже, но это – вещи, которые имеют свою норму прибыли и выше нее подняться достаточно сложно. А вот люксовый ассортимент: одежда и так далее… Это то, на чем надо зарабатывать. Более того, именно формат таких небольших фабрик создает ту структуру, которая может и должна стать кузницей брендов".
Матиевич отметил, что такие планы у компании действительно есть. Он рассказал, что за 2 года предприятие инвестировало в техперевооружение около 57 млрд рублей и сейчас "планируется выделить определенное оборудование, ткацкое, отделочное, чтобы можно было начинать эту работу". Моготекс уже работал по костюмам для отдыха и горных лыж, были заказы из Польши и Германии по курточному направлению. "Планируем сделать это сотрудничество постоянным. Речь идет о задействовании всей производственной цепочки, вплоть до пошива на швейной фабрике. Подумаем и на счет покупки бренда", - заверил гендиректор предприятия.
Инвестор выбирает сильного
При этом для реализации грандиозных планов по развитию и Моготекса, и легкой промышленности в целом внутренних инвестиций не достаточно.
Моготекс, одно из самых благополучных госпредприятий отрасли, ведет работу со многими инвесторами, в том числе европейскими, турецкими и китайскими, правда, большого интереса с их стороны пока нет.
"Сейчас на предприятии находятся представители одной очень мощной пакистанской компании, которая входит в пятерку крупнейших. С ней ведется обсуждение совместных программ, это и новые технологии, и рынки сбыта. Правда, идет все пока медленно – определенная настороженность у потенциальных партнеров и инвесторов есть", - признал Матиевич, добавив, что с учетом идущего переоснащения интерес к предприятию растет.
Идет работа и по хронически неблагополучным предприятиям. В частности, сейчас проводится конкурс по выбору инвестора для ОАО "Камволь". "Конверты с предложениями уже вскрыли. Я не могу сейчас раскрывать детали, но на сегодняшний день есть три предложения по строительству за счет средств инвестора камвольного комбината "под ключ". Площадка для него останется прежняя, но это будет полностью новый корпус", - рассказал Вырко. Планируется, что с инвестором (а по некоторым оценкам один из основных претендентов – китайская компания) определятся в течение месяца.
Без модернизации текстильных предприятий рассчитывать на создание добавленной стоимости не приходится. Вырко признал, что наше текстильное производство сегодня не может дать тот ассортимент, который нужен швейной промышленности. "Вот Моготекс выпускает минимальную партию – 500 метров. А мелким производителям, тому же Дому моды, такое не надо, им надо 30-50 метров. Вопрос сложный, и мы будем его решать", - заверил он.
Еще одна не простая задача – удержание положительного сальдо по концерну. Председатель Беллегпрома подчеркнул, что и в прошлом, и в нынешнем году это удается, и большинство предприятий обеспечивают себя валютой. По итогам году концерн должен обеспечить превышение экспорта над импортом на 250 млн долларов. В концерне отмечают, что в прошлом году производителей серьезно подкосили взлетевшие цены на хлопок: за год они выросли с 1200 долларов за тонну до 5000, сегодня цена несколько упала – на уровне 4000-4400.
"Сырьем все обеспечены за счет получения льготных кредитов под сезонную закупку. Но мы идем и по другому пути – в концерне действует программа "Котонин". Речь идет о получении из короткого льноволокна субстанции, похожей на хлопок. Если не вдаваться в технологические подробности, это дает возможность перерабатывать котонин по технологии хлопка или шерсти и позволяет удешевить конечный продукт. Цена котонина сегодня на уровне 1 тыс евро, причем это свое сырье", - рассказал Геннадий Вырко.
Своя рубашка всем милее
Повод для беседы с журналистами располагал: 11 мая в Быхове крупнейший отечественный производитель текстильной продукции ОАО "Моготекс" открыл новое швейное производство, обеспечив работой 40 швей (с перспективой выхода на двухсменный режим и увеличения численности сотрудниц в два раза).
Геннадий Вырко также рассказал, что у предприятий концерна весьма амбициозная инвестиционная программа: в техпереоснащение до 2015 года планируется вложить около 2 трлн рублей. При этом одновременно должна развиваться и более глубокая переработка, поскольку именно так создается основная добавленная стоимость.
"Добавленная стоимость низкая при производстве пряжи, немного выше - при выпуске ткани, чуть повыше в отделке и уже на конечном продукте зарабатывается основная добавленная стоимость. Вершина – это бренд. На бренде можно заработать гораздо больше, чем на всех остальных промежуточных стадиях вместе взятых. Добавленная стоимость на одно рабочее место в Европе – выше 80 тыс долларов, а у нас она существенно ниже. Правда, на ОАО "Витебские ковры" она за счет переоснащения составляет 60 тыс долларов", - рассказал глава "Беллегпрома".
Собственные сильные бренды, безусловно, позволяют получить максимальную отдачу от производства, но и риски тут максимальные, ведь брендов-неудачников куда больше, чем брендов-звезд. Есть и другой, менее рисковый путь, успеха на котором добивается тоже далеко не каждое предприятие – выполнение давальческих контрактов на пошив продукции под известными мировыми марками. Первым путем пошла минская Милавица, вторым – Славянка, шьющая одежду по заказу Adidas.
"Есть Славянка и Милавица. Обе шьют одежду мирового уровня, та и другая продаются в Европе. Но одни шьют Adidas по заказу, а другие продают свой бренд – Милавицу. Уровень заработной платы в 4 раза отличается, и сами догадайтесь, где он выше. Поэтому формирование брендов, а может быть и покупка известных ослабевших мировых брендов - это достаточно перспективный путь создания добавленной стоимости. А тащить сюда мировые бренды, думая, что это очень хорошо, не совсем верно", - отметил Вырко.
Он добавил, что сегодня мировые бренды уходят из Китая, из Юго-Восточной Азии, образовываются новые зоны с низкой добавленной стоимостью – Египет, Пакистан, производства возвращаются в Восточную Европу. "Но это тоже на время – сегодня они тут, завтра – там. И с чем мы останемся? Со своими швейными машинками?", - аргументировал глава концерна.
При этом, подчеркнул Вырко, в стране и так не хватает швей. "А зачем мне сюда тащить тот же Adidas, если в регион могут прийти наши Милавица и Моготоекс. Милавица сегодня работает в Дзержинске, в Мостах, в Молодечно, войдя с долей акций в эти предприятия, загружая их и получая совершенно другую добавочную стоимость. А это и налоги, которые остаются в стране", - рассказал собеседник.
Кроме того никто не отменял планов по выходу на зарплату в 1000 долларов, а западные владельцы брендов совсем не стремятся к такому росту, убеждены в концерне.
Так что путь, выбранный ОАО "Моготекс", в концерне приветствуют. Пока швейный участок создан только в Быхове, но специалисты предприятия уже выезжали в Кричев, некоторые районы уже сами предлагали компании площади у себя в регионах.
Как рассказал гендиректор Моготекса Виктор Матиевич, Быховский участок, как и основная швейная фабрика, будет специализироваться на выпуске форменной и специальной одежды для поставок на экспорт.
"Виктор Аркадьевич тут немного не досказывает, - поправил Матиевича глава Беллегпрома. - У них тоже уже зреют такие мысли, что рабочая одежда – это хорошо, военная – тоже, но это – вещи, которые имеют свою норму прибыли и выше нее подняться достаточно сложно. А вот люксовый ассортимент: одежда и так далее… Это то, на чем надо зарабатывать. Более того, именно формат таких небольших фабрик создает ту структуру, которая может и должна стать кузницей брендов".
Матиевич отметил, что такие планы у компании действительно есть. Он рассказал, что за 2 года предприятие инвестировало в техперевооружение около 57 млрд рублей и сейчас "планируется выделить определенное оборудование, ткацкое, отделочное, чтобы можно было начинать эту работу". Моготекс уже работал по костюмам для отдыха и горных лыж, были заказы из Польши и Германии по курточному направлению. "Планируем сделать это сотрудничество постоянным. Речь идет о задействовании всей производственной цепочки, вплоть до пошива на швейной фабрике. Подумаем и на счет покупки бренда", - заверил гендиректор предприятия.
Инвестор выбирает сильного
При этом для реализации грандиозных планов по развитию и Моготекса, и легкой промышленности в целом внутренних инвестиций не достаточно.
Моготекс, одно из самых благополучных госпредприятий отрасли, ведет работу со многими инвесторами, в том числе европейскими, турецкими и китайскими, правда, большого интереса с их стороны пока нет.
"Сейчас на предприятии находятся представители одной очень мощной пакистанской компании, которая входит в пятерку крупнейших. С ней ведется обсуждение совместных программ, это и новые технологии, и рынки сбыта. Правда, идет все пока медленно – определенная настороженность у потенциальных партнеров и инвесторов есть", - признал Матиевич, добавив, что с учетом идущего переоснащения интерес к предприятию растет.
Идет работа и по хронически неблагополучным предприятиям. В частности, сейчас проводится конкурс по выбору инвестора для ОАО "Камволь". "Конверты с предложениями уже вскрыли. Я не могу сейчас раскрывать детали, но на сегодняшний день есть три предложения по строительству за счет средств инвестора камвольного комбината "под ключ". Площадка для него останется прежняя, но это будет полностью новый корпус", - рассказал Вырко. Планируется, что с инвестором (а по некоторым оценкам один из основных претендентов – китайская компания) определятся в течение месяца.
Без модернизации текстильных предприятий рассчитывать на создание добавленной стоимости не приходится. Вырко признал, что наше текстильное производство сегодня не может дать тот ассортимент, который нужен швейной промышленности. "Вот Моготекс выпускает минимальную партию – 500 метров. А мелким производителям, тому же Дому моды, такое не надо, им надо 30-50 метров. Вопрос сложный, и мы будем его решать", - заверил он.
Еще одна не простая задача – удержание положительного сальдо по концерну. Председатель Беллегпрома подчеркнул, что и в прошлом, и в нынешнем году это удается, и большинство предприятий обеспечивают себя валютой. По итогам году концерн должен обеспечить превышение экспорта над импортом на 250 млн долларов. В концерне отмечают, что в прошлом году производителей серьезно подкосили взлетевшие цены на хлопок: за год они выросли с 1200 долларов за тонну до 5000, сегодня цена несколько упала – на уровне 4000-4400.
"Сырьем все обеспечены за счет получения льготных кредитов под сезонную закупку. Но мы идем и по другому пути – в концерне действует программа "Котонин". Речь идет о получении из короткого льноволокна субстанции, похожей на хлопок. Если не вдаваться в технологические подробности, это дает возможность перерабатывать котонин по технологии хлопка или шерсти и позволяет удешевить конечный продукт. Цена котонина сегодня на уровне 1 тыс евро, причем это свое сырье", - рассказал Геннадий Вырко.