Злотников: Валютный кризис заставляет Беларусь сделать выбор

Источник материала:  
06.05.2011 18:02 — Новости Экономики

Злотников: Валютный кризис заставляет Беларусь сделать выбор


 
 
Злотников: Валютный кризис заставляет Беларусь сделать выбор
Валютный кризис нельзя объяснить закупками легковушек на 1 млрд. USD в начале 2011 года или паникой населения. В последнюю пятилетку зримо проявились угрожающие негативные тенденции в развитии экономики. Они и стали причиной валютного кризиса, который перерастает в общий кризис белорусской модели.

Перемены в этой ситуации неизбежны. И здесь, как говорится, возможны варианты.

Мы хотим сегодня, мы хотим сейчас.

Насколько белорусы потребляют больше, чем производят, можно оценить по доле отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса в ВВП (сальдо торгового баланса - основная составляющая данного счета).

После 2004 года, когда эта доля составляла 3%, жизнь взаймы быстро росла и составила около 16% ВВП в 2010 году (см. график 3). А в абсолютном выражении негативное сальдо текущего счета в 2010 году превысило 8 млрд. USD (см. график 1, линия ниже оси абсцисс).
Злотников: Валютный кризис заставляет Беларусь сделать выбор

Соответственно, как и у любой семьи, которая потребляет больше, чем зарабатывает, растут долги и у правительства, и у других субъектов хозяйствования. Приросты внешнего долга в сумме с прямыми и прочими инвестициями (приток валюты в страну) каждый год увеличиваются (линия выше оси абсцисс; см. также табл.).
Злотников: Валютный кризис заставляет Беларусь сделать выбор
Но обратим внимание: в 2010 году сальдо текущего счета продолжает нарастать, а приток валюты в страну из всех источников несколько сокращается (примерно на 1 млрд. USD).

К тому же в 2010 году растут объемы производства, на что расходуется валюта (70% белорусского импорта - это закупки промежуточного импорта, то есть материалов, энергии и т. д. для белорусских предприятий). Золотовалютные резервы (ЗВР) страны сокращаются на 0,62 млрд. USD за 2010 год и на 0,57 млрд. USD в январе 2011 года (с учетом поступления в январе 0,8 млрд. от размещения еврооблигаций выплаты из ЗВР в январе составили 1,3 млрд. USD).

В I квартале 2011 года проблемы с платежным балансом обостряются. Несмотря на все усилия правительства, негативное сальдо торгового баланса нарастает.

За январь - февраль 2010 г. сальдо торговли товарами составило 0,47 млрд. USD, а за этот же период 2011 г. - 1,97 млрд. USD (Этот прирост только на 0,3-0,4 млрд. USD обусловлен приростом импорта легковых автомобилей.)

В то же время приток валюты в страну сокращается по сравнению с I кварталом прошлого года. Данные платежного баланса за I квартал еще не опубликованы, но можно судить по ситуации с ЗВР. В этот период в прошлом году в ЗВР поступили последний транш оплаты "Газпрома" за акции "Белтрансгаза" (0,625 млрд. USD.) и последний транш кредита МВФ (0,67 млрд. USD). А в этом году - пока только одно поступление 0,8 млрд. USD от размещения евробондов. Валюты уже не хватает для поддержки официального обменного курса.

Кредитный рейтинг страны падает, и возможности получения новых кредитов в 2011 году снижаются, хотя государственный долг еще не такой большой, как у многих других стран.

Правительство рассчитывает на прирост валютных поступлений от приватизации (3 млрд. USD) в 2011 году и чистый приток в страну ПИИ (более 6 млрд. USD - столько же, сколько их поступило за предыдущие 15 лет!). Но прошел I квартал, а планы пока не реализуются.

Чистые ПИИ с 2008 года падают. Вместо них - прирост чистой задолженности предприятий по коммерческим кредитам на 1 млрд. USD за один год (см. график 2). Можно ожидать, что чистые ПИИ в 2011 году снизятся в 2-3 раза по сравнению с 2010-м.

Казалось бы, доля внешнего госдолга в ВВП еще мала и Беларусь не исчерпала возможностей заимствования. Но у кредиторов возникают сомнения в возможности возврата долгов. Кредиторы - и с Востока, и с Запада - это либералы. Они знают (из теории и практики многих стран), что только рыночная, либеральная экономика может быть эффективной. А в Беларуси - экономика командная. Поэтому и МВФ, и Россия готовы давать кредиты при условии, что страна будет проводить либеральные реформы.

Но отказ правительства от рыночных принципов формирования курса валют показал, что даже в тяжелой экономической ситуации оно не решается на деле проводить либеральные реформы.

Причин тому, по нашему мнению, несколько.

Частный сектор - на службу государству.

1. Идеология. В Беларуси взят курс на формирование общества на консервативных принципах, то есть принципах "малой группы" (по Хайеку). В основу общественных отношений положены отношения единства нации, солидарности, справедливости и нравственности.

Но эта справедливость уравнительная, отражающая интересы простых людей ("распределение по труду"). Их настроения выразил А. Лукашенко в своей предвыборной платформе:

"- установление законодательных гарантий, когда рост производства продукции в натуральном или качественном выражении, а также снижение затрат станут единственно возможными и законными факторами увеличения прибыли и заработной платы;

- весь прирост прибыли за счет необоснованного повышения цен будет изыматься в бюджет, облагаться жесткими штрафными санкциями, а руководители предприятий: будут привлекаться к суровой ответственности, в том числе и к уголовной".

Единство нации по-белорусски - это не единство демократического государства, где люди разных убеждений мирно живут под крышей закона, уважают права других людей, в том числе право на убеждения и свободу совести. Здесь принцип плюрализма не приветствуется: "Связывая граждан едиными ценностями, едиными представлениями о прошлом и настоящем, едиными целями в будущем, идеология играет ключевую роль в консолидации общества" (В. Макей "Единство нации, сильная власть, народная политика - наш безусловный приоритет // "Беларуская думка" № 4/2010, стр. 3).

Рыночные отношения размывают патриархальные ценности, ценности малой группы, которые так притягательны для многих людей. (Отсюда поддержка массами различных "измов" и популистов.) Вместе с развитием рыночных отношений формируются институты демократии, плюрализм, не органическое единство нации, а компромисс классов и групп, интересы государства, помимо интересов граждан (как сегодня в Беларуси) и т. д., превращаются в нонсенс.

Идеология, как показал еще Маркс (а современная наука это подтверждает), есть инструмент защиты интересов правящего класса. (И не факт, опять же по Марксу, что правящий класс это осознает.) Поэтому реальная либерализация лишает существующую власть одного из инструментов самозащиты.

К идеологии следует отнести и то видение окружающего мира, которое пропагандируется советниками от науки, приближенными к Администрации президента. Имеются в виду их публикации о теории заговора мировой "закулисы" против славян. Наши враги якобы избрали основным оружием проведение здесь либеральных рыночных реформ, которые должна осуществить рекрутируемая ими "пятая колонна".

2. Часть государственной бюрократии и приближенные к ним предприниматели имеют свою экономическую ренту и в сложившейся модели. Поэтому им изменения не нужны.

Чем, к примеру, будут заниматься чиновники отделов ценообразования в исполкомах, если единственным обоснованием цены для основной массы товаров будет их рыночная цена (за исключением естественных монополистов. А других монополистов в условиях Таможенного союза просто нет. Пока же в реестре монополистов числится около 400 предприятий, то есть регулируются цены основной массы производимых в республике товаров).

Не потому ли уже после появления Директивы № 4 (о либерализации экономики) появилось разъяснение Минэкономики облисполкомам "О некоторых вопросах реализации товаров" от 31 марта 2011 года, которое требует: устанавливаемая предпринимателями цена на товары "должна быть экономически обоснована и подтверждена соответствующей информацией", в том числе и информацией о "принятых (намеченных) мероприятиях по снижению затрат на их производство (реализацию)".

Даже если указанное письмо есть лишь попавший в Интернет его проект и предприниматели скоро забудут о существовании отделов цен, то все равно в любой момент эта норма может появиться вновь.

3. Политические последствия либерализации экономики очевидны - она постепенно подрывает устои авторитарных режимов.

В общем, реальная либерализация (свободные цены на товары, включая социально значимые, отсутствие доводимых до предприятий, за исключением казенных, контрольных показателей, отказ от импортозамещения, свободно плавающий валютный курс и т. д.) властям не нужна и даже опасна. Поэтому она на текущую пятилетку и не предусматривалась.

Вот о каких принципиальных изменениях в экономической политике говорил новый премьер М. Мясникович за день до подписания Директивы № 4: "Сегодня министерства занимаются предприятиями государственной формы собственности. Ставится задача, чтобы государственную политику проводили (предприятия) независимо от форм собственности, - это абсолютно новый подход" (Т. Коровенкова "Мясникович не исключает возможности "слияния некоторых министерств в одно" // БелаПАН, 30.12.2010 г.).

Какой же иностранный инвестор после таких заявлений вложит сюда свои денежки, чтобы реализовывать чужие интересы?

Разовая девальвация не решит экономических проблем.

Решением о двойственности валютных курсов власти ставят госпредприятия, прежде всего крупные, в привилегированное положение по сравнению с частными. (В случае одного свободного курса скорее выжил бы частный сектор.)

Если бы вся валюта поступала в свободную продажу, то, к примеру, валютный курс был бы на уровне 4.000 BYR/USD. Если же в свободную продажу будет поступать 50%, можно ожидать намного больший курс на валютном рынке (около 5-6 тыс. BYR/USD). Следует учесть планы Нацбанка по наращиванию ЗВР до 10 млрд. USD к концу 2011 года (то есть изъять из оборота еще 5-6 млрд.), то можно прогнозировать еще более высокий курс на свободном рынке.

Много предприятий частного сектора, а это мелкие и средние предприятия, вынуждены будут прекратить свою деятельность. О какой либерализации частного сектора тут говорить?!

Но разовая девальвация не решит экономических проблем. Пока нет полномасштабной либерализации, не будут решены и другие задачи, направленные на повышение эффективности национального хозяйства.

На 1 января 2011 года только краткосрочный долг всех субъектов хозяйствования составил 11-12 млрд. USD. Эти деньги следует вернуть кредиторам в течение 2011 года за сверхпотребление прошлых лет.

Что-то надо изыскать (взять в долг, приватизировать, привлечь ПИИ), чтобы поддержать сверхпотребление в 2011 году, хотя бы и в меньшей степени, чем ранее.

Чтобы решить эту задачу, Беларусь должна привлекать валовые инвестиции более чем на 1 миллиард USD месяц. Задача трудновыполнимая, особенно если учесть, что страна не выполняет условий кредиторов по либерализации экономики (последний пример - переход к множественности валютных курсов). Не забудем еще про планы наращивания ЗВР.

В общем, маловероятно, что удастся привлечь столько валюты, чтобы отсрочить кризис хотя бы на год. Экономическая ситуация, вероятно, будет все больше обостряться. И страна не сможет долго жить в раздвоенном состоянии, одновременно продвигаясь и к рынку, и в обратном направлении.

Впереди - либо возврат к незавершенным рыночным реформам первой половины 90-х, либо логичное завершение белорусской модели переходом к кубинскому образцу с весьма низким уровнем жизни и с холодной зимой, либо привязка к российскому рублю и сдача суверенитета.
←В июне ожидается миссия МВФ по оценке экономической ситуации в Беларуси

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика