Что клепать на экспорт?
03.05.2011
—
Новости Экономики
Представляя в Палате представителей программу правительства на 2011-15гг., премьер-министр Михаил Мясникович заявил о необходимости «существенной корректировки внешнеторговой специализации страны». И даже определил направления ускоренного наращивания экспорта - как низкотехнологичные, основанные на местных ресурсах (сельское хозяйство, калийная, лесная промышленность), так и высокотехнологичные (химия, фармация, машиностроение, оптикоэлектроника).
Сегодня очевидно, что объемы сбыта продукции, производимой на имеющейся технической базе, близки к насыщению рынка с тенденцией к снижению. Модернизация промышленности, конечно, идет - и в части освоения новой продукции, и в части закупки оборудования. Только вот темпы ее ниже, чем темпы старения производственного аппарата и выпускаемой продукции.
Не знаю, что имел в виду премьер под «существенной корректировкой внешнеторговой специализации страны», но то, что стране необходимы новые экспортоориентированные производства - очевидно. С одной стороны, модернизация имеющихся производств современной техникой ведет к взрывному высвобождению рабочей силы. Например, уже первые потуги модернизации на МАЗе привели к высвобождению 4,5 тыс. человек (за счет чего и возникла рентабельность производства на МАЗе, о чем с такой гордостью объявил президент). Еще больший потенциал высвобождения рабочей силы на МТЗ, «Интеграле» и приборостроительных предприятиях. Имеющиеся производства такой поток не абсорбируют.
С другой стороны, имеющийся рынок сбыта для отечественной традиционной продукции близок к насыщению. Его существенное расширение без инвестиций в сервисно-сбытовые сети невозможен. Но это работа не одного дня, эффект возможен только через год-два после инвестирования. А пока нет даже организационных подходов к решению этой проблемы. Так что возможности абсорбировать высвобождаемую численность за счет увеличения объемов на имеющихся производствах не просматривается.
Да и цифры при инерционном развитии не внушают оптимизма: по расчетам правительства, при запланированном до 2015г. росте экспорта товаров в 2,2 раза и услуг в 3 раза отрицательное сальдо в торговле составит $4,7 млрд. в год. Что нашей экономике заведомо не по силам.
И что намерено делать правительство?
Более или менее понятно, как будут развивать низкотехнологичные отрасли, и в частности сельское хозяйство: как все последние годы - разбрасывая деньги веером. Сомнение вызывает только одно: на ключевых для нас рынках СНГ, как и во всем мире, усилия правительств сконцентрированы в тех же секторах. И защищать своих производителей они будут изо всех сил. У нас рентабельность продаж в этих секторах обусловлена наличием господдержки. Ни ВТО, ни ЕЭП такие масштабы господдержки не приветствуют. «Молочные войны» были только первым звоночком - существенное расширение нашего экспорта на российском, украинском направлениях неизбежно вызовет противодействие. Включая антидемпинговые меры.
Дефицит продовольствия в мире, на который так рассчитывает белорусский президент, проявляется, в первую очередь, в бедных странах, платежеспособность которых более чем сомнительна. Понятно, что развитие низкотехнологичных отраслей может помочь решать социальные проблемы, но их экспортный потенциал, с моей точки зрения, имеет временный конъюнктурный характер и проблем страны решить не может.
Схожая ситуация в химии и фармации. Здесь программа нашего правительства наталкивается на аналогичные программы России и Украины, которые намного лучше снабжены финансами и имеют готовые, оставшиеся с советских времен научные базы. Кроме того, в их программах активное участие принимает иностранный капитал. Развиваемое у нас экспортоориентированное производство дженериков не может не столкнуться с противодействием. Не похоже, чтобы «Белмедпрепараты» были к нему готовы.
Выглядят перспективными оптикоэлектроника и биотехнологический сектор. Но их развитие - вопросы локальные, которые не могут ни создать достаточное количество рабочих мест, ни существенно повлиять на экспортный потенциал страны.
Фантастичной выглядит и надежда правительства на некие 200 «прорывных» инновационных проектов. Тут уместна байка начала 1990-х гг., когда в маленький городок вернулся разбогатевший эмигрант и решил начать какое-то дело. Городские власти ему сообщили, что в городе 12 парикмахерских и ни одной химчистки. А он походил, подумал - и открыл 13-ю парикмахерскую.
В этом - суть. Наличие 12 парикмахерских показывает, что спрос есть. Если знаешь, как не оказаться самым слабым, - все получится. И это менее рискованно, чем химчистка, на которую не известно, будет ли спрос.
То же самое с инновациями. Спрос на инновационную продукцию (если это инновации, а не копирование) может расти очень медленно. Не говоря уже о рисках их освоения. Устойчивую экономику так не строят.
Намного перспективнее выглядит подход эмигранта из байки: находить продукты на рынке, которые мы сможем делать дешевле или лучше, и втискиваться в уже готовый спрос. Получилось у нас это с комбайнами - должно получиться и в более мелких вопросах. Главное, чтобы таких вопросов было много. А инновации - вещь, рассчитанная на перспективу. Текущих проблем они не закрывают.
Ни программа правительства, ни заявления президента, премьер-министра и других руководителей так и не объяснили, каким образом страна собирается выходить из нынешнего системного кризиса. Похоже, они этого просто не знают.