Российское «бензиновое эмбарго» не станет проблемой для Беларуси
Для Беларуси, по мнению экспертов, этот шаг ничем серьезным не угрожает, поскольку поставки российского бензина в нашу страну мизерны. Единственная возможная проблема – могут прекратиться транзитные отчисления от деятельности российской компании «Запад-Транснефтепродукт», перекачивающей в том числе и российский бензин на экспорт в Европу.
«Бензиновый голод» в настоящее время испытывает не менее 10 российских регионов, включая Белгородскую, Брянскую, Мурманскую области, Сахалин и т. д. На российских АЗС очереди, региональные отделения Федеральной антимонопольной службы начали комплексные проверки на предмет выявления картельного сговора. Одну из причин кризиса российские эксперты видят в обострении отношений между крупными нефтяными компаниями и независимыми продавцами топлива, а непосредственно ситуацию «разогрел» премьер Владимир Путин, потребовавший снизить цены на оптовом и розничном рынках.
Кто бы ни был виноват, но 28 апреля Министерство энергетики России заявило об экстраординарном шаге, поддержанном российскими нефтяниками, – введении с мая эмбарго на экспорт нефтепродуктов. «На сегодняшний день мы договорились, что нефтекомпании все объемы оставят на внутренний рынок», – заявил временно исполняющий обязанности министра энергетики Сергей Кудряшов.
В российском министерстве уточнили, что прекращение поставок касается только бензина, дизтопливо по-прежнему можно будет экспортировать. Было бы наоборот, это также не стало бы проблемой для белорусского рынка.
Подавляющие объемы из российского импорта нефтепродуктов в Беларуси приходятся не на бензин и не на дизтопливо, а на мазут, указывают эксперты.
По оценкам, совокупная внутренняя емкость всего белорусского рынка нефтепродуктов составляет около 7 млн тонн. Беларусь сама в состоянии легко закрывает эту потребность за счет переработки собственной, а также российской и венесуэльской нефти. Но есть одно «но»…
Основные объемы нефтепродуктов, производящихся на отечественных НПЗ, в свою очередь предназначены для экспорта в дальнее зарубежье. Это основополагающая статья белорусского экспорта. На 2011 год, по прогнозам, на нефтепродукты придется до четверти всего объема экспорта национальной экономикой, что в денежной выражении составляет около 7 млрд долларов. Планировалось, в частности, поставить зарубежным потребителям около 10,2 млн тонн нефтепродуктов, включая 2,5 млн тонн автомобильного бензина, 4,25 млн дизтоплива и 4,4 млн тонн топочного мазута. На внутреннем рынке планировалось реализовать своих 1,2 млн тонн бензина, 2,9 млн тонн дизтоплива и 1,1 млн тонн топочного мазута, а также импортировать недостающие объемы из двух стран СНГ – России и Казахстана.
Объемы поставок нефтепродуктов из этих стран в Беларусь (в первую очередь из России, Казахстан только с прошлого года экспортирует нефтепродукты в Беларусь) заметно выросли за последние годы. Прервал динамику только 2010 год, в течение которого из-за российских экспортных пошлин объемы импорта нефтепродуктов упали более чем на 75%. Так, в 2010 году из России в Беларусь было поставлено 898,7 тыс. тонн нефтепродуктов. Всего с учетом казахстанского топлива в прошлом году Беларусь импортировала 1557 тыс. тонн нефтепродуктов, что на 58,4% меньше, чем в 2009 году.
Однако в текущем году ситуация кардинальным образом изменилась. Россия отменила пошлину на нефтепродукты, Минск отозвал соответствующий иск из Экономического суда СНГ и в начале 2011 года на рынок вновь хлынул поток российских нефтепродуктов. По данным Национального статистического комитета, рост поставок нефтепродуктов в страну за январь-февраль 2011 года составил 3,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В физических объемах это 344,8 тыс. тонн, в том числе 327,5 тыс. тонн из России и 17,3 тыс. тонн из Казахстана.
Если временный запрет на экспорт российского бензина практически не отразится на белорусском рынке, то еще одна мера, планируемая российскими властями, не сулит ничего хорошего и белорусам. На том же совещании, где было принято решение о прекращении поставок бензина на внешний рынок, руководство Министерства энергетики заявило, что не исключает роста цен на бензин для российских потребителей до 5%. Для белорусского руководства, которое, похоже, ищет только повода повысить свои доходы на этом рынке, это обещание – также своего рода руководство к действию.
Информация по делу
По состоянию на 1 апреля 2011 года из 183 компаний и организаций, которым концерн «Белнефтехим» выдал лицензии на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами, около 70 имеют право заниматься на территории Беларуси оптовой торговлей импортными нефтепродуктами. В числе этих компания «Белоруснефть» и все ее дочерние предприятия, российский «Запад-Транснефтепродукт», крупнейшие частные операторы как с иностранным («Лукойл-Белоруссия», «Юнис ойл», «Юнивест-М», «ТНК-БиПи-Запад», «Газпром-Белнефтепродукт», «ИтераБелНафта», «БелРосАльянс» и др.), так и с белорусским капиталом («Юнайтед Компани», «Астотрейдинг», «Трайпл», «ТрайплЭнерго», «Нефтехимтрейдинг», «Белнефтегаз», «Неонафта» и др.).