Нужен ли «Газпрому» полный контроль над «Белтрансгазом»?
В поисках недостающих миллиардов долларов Беларусь обратилась к «Газпрому» с предложением увеличить свою долю в «Белтрансгазе». Об этом сообщило агентство ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на источник, близкий к переговорам.
Российскому газовому монополисту, которому принадлежит 50% акций «Белтрансгаза», достаточно выкупить 1%, чтобы получить контрольный пакет. Аналитики не исключают, что в результате договоренностей «Газпром» получит 100-процентный контроль над белорусско-российской компанией.
Переговорный процесс находится пока в начальной стадии, поэтому конкретики в нем мало. Нет ясности ни о размере пакета акций, который может быть выкуплен российской компанией, ни о его цене.
Для «Газпрома» самый безболезненный вариант с финансовой точки зрения — покупка 1% акций. Траты небольшие, но позволяющие получить контрольный пакет. Но такой вариант сделки не устроит Беларусь.
Продажа «Белтрансгаза» обусловлена потребностью в валютных вливаниях в экономику, причем, не миллионных, а миллиардных. И чем больший пакет приобретет российская сторона, тем больше денег поступит в бюджет, а оттуда, вполне возможно, на пополнение золотовалютных резервов.
Но перспективы выручить как можно больше за акции «Белтрансгаза» осложняются снижением интереса к активу со стороны России по ряду причин. Еще в прошлом году вице-премьер правительства России Игорь Сечин заявил, что «Газпрому» нет больше смысла инвестировать в акции «Белтрансгаза».
«Сейчас у «Газпрома» есть 50% «Белтрансгаза», он заплатил за них 2,5 млрд. долларов, но большого экономического смысла для «Газпрома» в этой инвестиции нет. Возможно, такой смысл появится в перспективе, но пока что мы и за 50% переплатили».
Поэтому сейчас белорусским переговорщикам придется найти более чем убедительные аргументы, чтобы заключить сделку на выгодных для себя условиях. Ведь даже, на что обращают внимание российские аналитики, покупка всего пакета акций «Белтрансгаза» не принесет «Газпрому» больших экономических дивидендов.
«С одной стороны, «Газпрому» может быть интересно выкупить все оставшиеся 50% акций, с другой — размер этого пакета не так важен для компании. Даже полностью отдав «Белтрансгаз» в руки «Газпрома», белорусская сторона все равно сможет контролировать его действия и серьезно влиять на рентабельность этой компании. Иными словами, дополнительных возможностей для маневра фактически не появится», — отмечает старший аналитик института «Энергетика и финансы» Сергей Агибалов.
В частности, российская компания даже на правах собственника «Белтрансгаза» не сможет самостоятельно определять тарифную политику.
«Тарифы устанавливаются не самим «Белтрансгазом», а через соответствующие регулирующие органы. Аналогичный механизм действует и в России. «Газпром», например, не устанавливает тариф на свои газотранспортные мощности внутри страны, это делает федеральная служба по тарифам. «Газпром» ежегодно обосновывает свою позицию по размерам тарифов, но ему как могут пойти на встречу, так и нет. Также и в соответствующий белорусский орган может не поддержать повышение тарифа, как бы его не обосновывали представители компании».
С отсутствием у «Газпрома» экономических интересов увеличивать свою долю в «Белтрансгазе» соглашается и аналитик управляющей компании «Капитал» (Россия) Виталий Крюков.
«Тот уровень участия в «Белтрансгазе», который есть, вполне адекватен, и «Газпрому» нет смысла его увеличивать. Но здесь в пользу Беларуси может сыграть политический аспект. Наше правительство может принять решение косвенным образом оказаться Беларуси финансовую поддержку, дав указание купить акции».
При этом эксперт отмечает, что в этом случае стороны будут договариваться о продаже 50-процентного пакета акций.
«Если «Газпром» согласится на покупку, то на 50-процентный пакет. Меньше, мне кажется, нет смысла. Хотя я допускаю, что белорусская сторона захочет присутствовать в капитале компании, чтобы понимать операционную деятельность, отслеживать инвестиции и осуществлять хотя бы косвенный мониторинг за деятельность компании».
Вмешательство политики может отразиться и на стоимости продажи акций. Крюков считает, что 50-процентный пакет, который может быть предложен «Газпрому», не стоит 2,5 млрд. долларов, за которые российская компания ранее приобрела аналогичный пакет.
«О 2,5 млрд. долларах стороны договаривались до кризиса. А сейчас другая ситуация. Кроме того, «Газпром» вводит большие экспортные мощности, поэтому нет смысла платить такие деньги. Хотя, скорее всего, именно столько будет просить Беларусь, и решение будет приниматься на уровне политических переговоров», — отметил аналитик.
Однако у Беларуси присутствуют и другие финансовые интересы помимо выручки от продажи акций «Белтрансгаза».
«Вот если они (правительство России. — ред.) скажут, что будут продавать газ в Беларусь на равных условиях и по внутрироссийским ценам, мы не против, берите контрольный пакет», — обрисовал год назад перспективы заключения сделки Александр Лукашенко.
С большой долей вероятности можно сказать, что белорусская сторона не откажется выставить это условие и сейчас. Хотя в среднесрочной и долгосрочной перспективе эта льгота может быть нивелирована в связи с постепенным доведением Россией цен на внутреннем рынке до уровня европейских, а также договоренностями о переходе на равнодоходные цены к 2015 году.
Зато эффект можно получить в краткосрочном периоде, что для сегодняшнего состояния экономики Беларуси немаловажно.
Но, по мнению Сергея Агибалова, «Газпром» на этой не пойдет.
«Сейчас Беларусь импортирует газ по 244 доллара, а внутрироссийская цена варьируется в зависимости от регионов в пределах 120-150 долларов. С учетом ежегодного импорта Беларусью примерно 20 млрд. кубометров российского газа упущенная выручка «Газпрома» по году может составить до 2 млрд. долларов, что почти сопоставимо со стоимостью 50-процентного пакета акций «Белтрансгаза». То есть Беларусь каждый год будет получать газовую субсидию».
Виталий Крюков, в свою очередь, полагает, что внутрироссийская цена будет одой из главных целей белорусской стороны.
«Возможно, переговорщики с белорусской стороны согласятся уступить пакет акций «Белтрансгаза» с дисконтом, но взамен будут просить внутрироссийские цены»,— отметил аналитик.
Андрей КОЖЕМЯКИН