Из области фантастики
05.03.2011
—
Новости Экономики
Облисполкомы и Мингорисполком смогут выпускать облигации и размещать их за рубежом. Такая возможность закреплена указом президента N75 от 25 февраля 2011г. Внешние займы местные органы самоуправления смогут привлекать для реализации инвестпроектов.
Документом определено, что предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов областей и Минска могут быть превышены на сумму расходов на реализацию инвестпроектов, финансируемых за счет внешних займов. Объемы и сроки возможного размещения муниципальных бумаг указом не оговорены. Уточняется лишь, что эти моменты согласовываются с президентом по представлению Совмина.
Стоит отметить, что даже внутренний рынок муниципальных облигаций РБ развит крайне слабо. В июне 2009г. указом президента местным распорядительным и исполнительным органам власти было предоставлено право выпускать облигации в пределах установленного в местном бюджете долга на очередной финансовый год. Причем эмитировать бумаги разрешено было без обеспечения, и вскоре размеры заимствований муниципалитетов достигли нескольких триллионов рублей. Выпускаются бумаги на весьма непривлекательных условиях - доходность по ним намного ниже уровня инфляции, а сроки погашения могут растягиваться и на 19 лет.
Понятно, что особого интереса у инвесторов такие облигации вызвать не могут. Их покупателями являются в основном госбанки (эти бумаги они могут использовать в качестве обеспечения по кредитам Нацбанка) и главный банк страны. С помощью такого нехитрого инструмента в 2010г. госбанки и Нацбанк напрямую профинансировали расходы местных бюджетов в размере Br3,805 трлн.
На внешних рынках капитала привлечь деньги под 1% (такие ставки можно встретить в РБ) невозможно. Директивное кредитование там не пройдет и инвесторам нужно будет предложить серьезную премию за риск. Выпущенные в январе 2011г. 7-летние евробонды Беларуси размещены со ставкой купона 8,95%. Очевидно, по муниципальным бумагам доходность должна быть еще выше.
Сложность состоит в том, что из всех регионов страны только столица имеет кредитный рейтинг от международных агентств. В конце 2010г. Минск получил рейтинг от Standard & Poor's - долгосрочный кредитный рейтинг В+, прогноз по рейтингу - «Негативный». Начальник финансового управления Мингорисполкома Александр Керножицкий сообщил БелТА, что Минск планирует выйти на европейский рынок облигаций в 2011г. для привлечения заимствований на строительство больницы. Ориентировочная стоимость проекта - около 300 млн. евро.
О том, будут ли интересны иностранным инвесторам бумаги белорусских регионов, корреспондент «БелГазеты» беседовала с руководителем дирекции анализа долговых инструментов ФК «Уралсиб» (Россия) Дмитрием ДУДКИНЫМ.
- Могут ли белорусские муниципальные облигации вызвать интерес у российских и иностранных инвесторов?
- Эти бумаги могут быть очень интересны ввиду более существенного странового риска. Равно как и суверенные белорусские бонды, которые предлагают очень неплохую премию. Международные инвесторы тоже с большим интересом относятся к муниципальному долгу, облигации регионов они покупают с большим удовольствием, и возможность таким образом поднять доходность своих вложений может быть интересна им. Но я подозреваю, что отсутствие кредитных рейтингов может стать существенным препятствием для белорусских регионов, особенно если мы говорим о международных рынках капитала. Большинство российских и даже украинских регионов, облигации которых обращаются на рынке, уже получили кредитные рейтинги от международных агентств.
- Возможно, регионы задумаются о получении кредитных рейтингов в ближайшее время. На что они могут рассчитывать?
- Суверенный кредитный рейтинг Беларуси на уровне B+ создает потолок для всех ваших регионов. А уже бумаги с рейтингом B- инвесторы трактуют как очень рискованные. Хотя их все-таки покупают, но с трудом. А вот размещение бумаг с рейтинговым диапазоном B - B+ вполне возможно и на международном рынке.
- Какая доходность белорусских региональных бумаг устроит инвесторов?
- Здесь нужно оценивать кредитный риск каждого конкретного эмитента, анализировать бюджетную ситуацию. Но во всяком случае, эмитент должен предложить премию к суверенным белорусским облигациям. Думаю, доходность должна быть 9,5% и выше.
- Бумаги муниципальных эмитентов востребованы в России?
- Интерес к ним очень большой, и связан он с наличием определенных законодательных ограничений по покупке других бумаг. Например, страховые компании и пенсионные фонды могут практически беспрепятственно покупать рейтингованные муниципальные облигации, чего нельзя сказать о корпоративных бумагах. Если бы белорусские регионы могли рассчитывать на такой же льготный режим, как российские, то это способствовало бы повышению их привлекательности.
Проблема муниципальных эмитентов в том, что большинство выпусков российских регионов невелики по размерам. В России после бюджетной реформы большая часть налоговых потоков была переориентирована с регионального уровня на федеральный бюджет. Поскольку объем займа муниципального эмитента ограничен уровнем доходов региона, то регионы автоматически лишились возможности занимать много. А для брокеров слишком маленькие объемы не столь интересны. Но для инвестиционных и пенсионных фондов, страховых компаний это, как мне кажется, очень неплохая диверсификация рисков. Многие из них приветствовали бы появление белорусских муниципальных бумаг.
- Каким должен быть объем выпуска, чтобы интерес к нему был большим?
- Если говорить о международном рынке, то он должен составлять хотя бы $100 млн.
- Должно ли государство расплачиваться по долгу муниципального заемщика, если он оказывается не в состоянии выполнить обязательства перед инвесторами?
- В России, да и везде в мире, государство такой ответственности не несет. Но де-факто подспудно считается, что в случае чего региону будет оказана помощь. Рейтинговые агентства при присвоении рейтинга региону тоже набрасывают один-два шага на то, что Минфин, скорее всего, поддержит заемщика в случае необходимости. Поэтому у нас Минфин и накладывает конкретные ограничения на размер долга регионов. При возникновении дефицита местного бюджета можно разместить заем, но он не должен превышать 100% ежегодного дохода региона. Это делается для того, чтобы не повторилась ситуация 1998г., когда регионы не смогли расплатиться по долгам. То есть подобные ограничения накладываются как раз для того, чтобы эта неявная гарантия - мол, государство в случае чего поможет региональным эмитентам - не вырастала в итоге в реальную необходимость их поддерживать.
- Сам факт того, что белорусские регионы смогут выпустить облигации, не напоминает вам признание в том, что бюджеты пусты?
- Это, скорее, похоже на цивилизованный подход. Нет ничего страшного в возникновении дефицита бюджета и его покрытии за счет займов, которые пойдут на реализацию инвестпроектов. Вопрос только в том, чтобы долговая нагрузка региона не превышала определенные разумные пределы. Если регион проводит разумную финансовую политику и при этом у него есть небольшой дефицит, который финансируется заемными средствами, то это нормально.
СПРАВКА «БелГазеты».Дмитрий Дудкин родился в Москве в 1975г. Окончил Московский энергетический институт, а затем получил степень магистра Лондонской школы экономики. Работал в иностранных банках - ING и Deutsche Bank. C 2002г. работает в «Уралсибе».