Экспорттовары
05.03.2011
—
Новости Экономики
Стимулирование экспорта в 2010г. удалось. Порадовали калийщики, молочники, металлисты, а также МТЗ и МАЗ. Но при этом провалилось замещение импорта, не получилось диверсификации внешней торговли и резко ухудшился дефицит торгового баланса. 2010г. стал годом восстановления места России в географической структуре белорусского экспорта (рост с 31,5 до 38,9%) и резкого сокращения (с 43,6 до 30,1%) в нем места ЕС. Отмечается дальнейшая китаизация импорта - доля этой страны в импорте Беларуси с 2006г. по 2010г. выросла почти в 2 раза, до 4,8%. Больше только у России, Украины и Германии.
СПРАВКА «БелГазеты».В 2010г. объем внешней торговли Беларуси товарами и услугами составил $67 млрд. - на 21,4% больше, чем в 2009г. Отрицательное сальдо сложилось на уровне $7,43 млрд. (13,6% ВВП). Товарный экспорт по сравнению с 2010г. вырос на 18,4% - до $25,2 млрд. (физический объем увеличился всего на 2,5%), а импорт - на 22%, до $34,8 млрд. Причем львиная доля прироста экспорта (86,3%) обеспечена за счет роста цен. Средние цены экспорта увеличились на 15,5%, импорта - на 13,3%. При этом физический объем импорта вырос на 7,7%. 65% стоимостного прироста импорта было обеспечено за счет роста цен.
За рост белорусского экспорта благодарить нужно американское правительство, которое продолжает спасать свои большие корпорации и банки печатанием «пустых» долларов, за рост цен - китайскую экономику, которая продолжает расти темпами под 10% ВВП. Российское правительство также использовало бюджетную помощь в размере около 12% ВВП, чтобы обеспечить устойчивость своей экономики, чем не преминули частично воспользоваться отечественные экспортеры. Наконец, щедро поделилась своим внутренним рынком с Беларусью Украина - наш экспорт в эту страну вырос на 51,5%, составив $2,56 млрд. Правда, 60% этого объема пришлось на нефтепродукты.
Таким образом, формула экспортного успеха Беларуси в 2010г. выглядит так: действия правительств США по эмиссии долларов + спрос китайского рынка + стимулирование экономики правительством России + желание Украины покупать белорусские нефтепродукты и тракторы = почти 20-процентный рост стоимостного экспорта товаров Беларуси.
Кроме того, способствовали росту экспорта и укреплению иллюзии иммунитета белорусской экономики от мирового кризиса Нацбанк с Совмином, которые существенно поддерживали основных экспортеров дешевыми кредитами для пополнения оборота, бюджетными ресурсами на модернизацию, налоговыми льготами и возможностью перекрестного субсидирования за счет отечественных потребителей (особенно по пищевым продуктам).
ДЕФИЦИТ ТОРГОВЛИ
Ни Совмин, ни МВФ, ни Всемирный банк не угадали динамику экспортно-импортных операций Беларуси в 2010г.
Поскольку на энергетические товары приходится 42,3% стоимостного объема экспорта и 47,1% импорта промежуточных товаров, то справиться с ростом дефицита по данной позиции торгового баланса Совмин был не в силах. Зато смог бы Нацбанк, если бы проводил иную политику обменного курса.
Цены на импортируемые из России энергетические товары могли бы быть ниже, а условия экспорта нефтепродуктов лучше только в случае политических договоренностей официального Минска с Кремлем. Этот фактор снижения дефицита торгового баланса сработал как мог в условиях жестких ограничений президентской кампании и существующих контрактов по нефти и газу.
Россия дала нам беспошлинной сырой нефти «только» 6,3 млн. т. Всего в 2010г. Беларусь купила в России 12,9 млн. т нефти за $5,6 млрд., еще 1,8 млн. т докупила в Венесуэле за $1,15 млрд. Средняя цена нефти из России оказалась $435 за 1 т, а из Венесуэлы $639 за 1 т. При этом мы умудрились экспортировать нефтепродуктов на $6,75 млрд. Власти, наверное, решили дать заработать традиционным нефтяным лоббистам и не снижали цены на нефтепродукты на внутреннем рынке.
Очевидно, что решение покупать венесуэльскую нефть ухудшило дефицит торгового баланса. Если бы то же количество нефти мы купили у россиян по средней цене, то потратили бы почти на $370 млн. меньше. Это больше, чем весь белорусский экспорт холодильников и телевизоров. Этой суммы с лихвой хватило бы для ликвидации дефицита торгового баланса по потребительским товарам.
Картина торгового баланса по основным товарным группам радует не особо. Дефицит по минеральным продуктам в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличился на $1,67 млрд., по машинам и оборудованию - на $866 млн., металлам и изделиям из них - на $920 млн. По готовым пищевым продуктам дефицит достиг рекордной величины в $847 млн. (плюс 13,1%). Сокращение дефицита торгового баланса происходило за счет выхода почти в ноль по позиции «транспортные средства» и увеличения профицита по продукции химической отрасли (преимущественно за счет калийных удобрений) до $701 млн.
Наш самый мощный «борец» с дефицитом торгового баланса предстал в виде товаров животного происхождения (мясо, молоко и яйца). Профицит по ним вырос с $1,12 млрд. в 2009г. до $1,75 млрд. в 2010г. Более 86% этого профицита приходится на молочные товары. На первый взгляд, молочный сектор является как раз той самой курицей белорусской экономики, которая несет золотые (валютные) яйца. Однако если мы вспомним, что, по оценке российского правительства, дотации всему белорусскому АПК составляют около 16% ВВП (примерно $8,5 млрд.), а большая их часть приходится на молочную промышленность, то экспорт этой группы товаров на $1,56 млрд. не кажется уже таким внешнеэкономическим прорывом.
ДРАЙВЕРЫ ЭКСПОРТА
«Беларуськалий» стал безусловным лидером по росту стоимостного экспорта в 2010г., увеличив поставки на внешние рынки на $869 млн. - до $2,26 млрд. Лидером по покупке белорусских калийных удобрений оказалась далекая Бразилия ($642 млн. - рост в 1,7 раза, по средней цене $551 за 1 т), второе место заняла Индия ($297млн. - минус 32%, $498 за 1 т). Два года назад Китай вообще не покупал калийные удобрения, а в 2010г. приобрел их на $197 млн., по $477 за 1 т. Резко вырос экспорт в Польшу: с $50,3 млн. в 2009г. до $137,7 млн. в 2010г. (рост в 2,7 раза).
2010г. удался для экспортеров черных металлов - продажи за рубеж увеличились на $205 млн. Удвоили покупки белорусских черных металлов и изделий из них Россия ($228 млн.) и Польша (до $44 млн.), на $97 млн. Беларусь наторговала с Латвией и на $60 млн. с Украиной. При этом импорт черных металлов вырос на $866 млн., в результате чего имеем дефицит внешней торговли по данной товарной позиции почти $2 млрд. Кроме того, существенно вырос экспорт шин (плюс $118 млн.), запчастей для автомобилей и тракторов (плюс $96 млн.), капролактов (плюс $76 млн.).
В группе инвестиционных товаров тоже есть свои лидеры роста. Экспорт грузовых автомобилей вырос на $400 млн., тракторов и седельных тягачей - на $163 млн., дорожной и строительной техники - на $46 млн. Всего в 2010г. мы продали за рубеж 41220 тракторов на сумму чуть меньше $670 млн. Основным покупателем стала Россия ($309 млн.), почти в 3 раза вырос экспорт тракторов в Украину (до $111 млн.), Венесуэла купила 1631 трактор на сумму $51,3 млн. Похоже на бум, природа которого кроется в денежно-кредитной политике центробанков и бюджетной накачке промпредприятий, а не в естественном спросе полностью оправившихся от кризиса стран региона и мира.
Среди продтоваров наибольший прирост отмечен по экспорту молока и сливок (сгущенных и сухих) - на $203 млн. сыров и творога (плюс $173 млн.), сахара белого ($120 млн.), говядины (плюс $94 млн.), свинины (прирост на $72 млн.). И снова 99,6% всего экспорта белорусского мяса и субпродуктов и 91% молока и молочных продуктов покупает Россия.
К сожалению, по основным пищевым товарам диверсификация экспорта так и не началась - вкус белорусских колбас, сыров и творога до сих пор неизвестен в Европе, емкость рынка которой составляет десятки миллиардов долларов.
2011г. может быть краткосрочным периодом всплеска цен на продовольствие, но рост цен на энергетические товары с высокой степенью вероятности нейтрализует выгоды от аграрного экспорта. То же самое можно сказать по инвестиционным товарам. Чтобы дешево и качественно произвести, сначала нужно дешево импортировать, а на это в 2011г. в стране будет гораздо меньше валюты, да и условия импорта едва ли улучшатся. Очевидно, что стоимость кредитных ресурсов для белорусских предприятий будет только повышаться. Так что период резкого роста экспорта за счет повышения цен заканчивается, и наступает время, когда на первое место выходит качество продукции, ее инновационность, брендирование и умение сопровождать продажи за рубеж. Основные отечественные экспортеры уже работают на пределе возможного, а у остальных предприятий привычка экспортировать качественные конкурентные товары пока не выработалась.
Остается уповать на экспорт услуг, от которого в 2010г. мы получили $4,48 млрд. (на 27,8% больше, чем в 2009г.). Причем 67% всего объема приходилось на транспортные услуги. Компьютерные составили только $217 млн., а туристические - $411 млн. Едва ли сейчас резко увеличатся транзитные потоки через Беларусь или страна превратится в туристическую мекку или в софтверный Бангалор. Так что баланс внешней торговли в 2011г. останется несбыточной мечтой. Разве что глава Нацбанка Петр Прокопович получит указание девальвировать белорусский рубль, а премьеру Михаилу Мясниковичу дадут распоряжение начать активную приватизацию.