Цены пошли в галоп
28.02.2011
—
Новости Экономики
Инфляция набирает силу. По оценке Белстата, индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению с 8 по 15 февраля составил 101,7%, на 22 февраля уже - 102,8%, с начала года - 104,2% (при прогнозе на год - 107,5-108,5%). Ценовой галоп не на шутку растревожил даже депутатов ПП НС.
Но премьер Михаил Мясникович их успокоил: «Какого-то обвального повышения цен совершенно не планируется и не будет». Действительно, если очень захотеть, то даже в отчете Белстата можно найти повод для оптимизма. Присмотревшись, там можно обнаружить единственную товарную группу - обувь, по которой зафиксировано снижение цен на 0,8%. Чем не повод для того, чтобы пуститься в пляс?
Если же хорошо обутые депутаты хотели подискутировать, то это следовало сделать еще в прошлом году, когда они бодро утвердили республиканский бюджет на 2011г., рассчитанный исходя из $240 за 1 тыс. куб. м природного газа, ведь главная причина скачка индекса цен - это возросшие на 83,7% тарифы. Динамика остальных тарифов на этом фоне смотрится как сущий пустяк. Плата за холодное водоснабжение и канализацию увеличилась на 14,6%, а тариф за электроснабжение - всего-то на 12%. Теперь это свершившийся факт, в основе которого лежит переход на рыночные цены при поставках российского голубого топлива. Нравится не нравится, но жить нам с этими возмутительными ценами придется как минимум год. А дальше все будет зависеть от того, как договоримся с Москвой.
Правительство уже якобы ни при чем. Мясникович совершенно искренен, утверждая, что «это не цель правительства - накручивать цены. Это - живая экономика». Судя по темпам инфляции (самым высоким в Европе), наша экономика живее всех живых. Если же мировые цены на углеводороды будут и дальше расти сегодняшними темпами, то и $240 скоро покажутся подарком. И не стоит себя обманывать, объясняя происходящее банальной сезонностью. Монетарные власти всех стран, спасаясь от финансово-экономического кризиса, напечатали горы бумажных денег и тем самым заложили основу для взрывного роста цен на продовольствие и топливно-энергетические ресурсы. Пришло время пожинать плоды небывалой типографской активности, охватившей мир. Рост цен - это, прежде всего, реакция на изобилие кредитной массы и бумажных купюр, количество которых, как известно, должно находиться в строгой увязке с объемом реальных ценностей. И с каждым новым оборотом мировая экономика все живее реагирует на неослабевающий поток ликвидности.
Но Беларусь не только импортирует инфляцию. Здесь для ее роста созданы особенно тепличные условия. По уровню зарплаты и пенсий в долларовом эквиваленте Беларусь находится в числе лидеров среди стран СНГ. Но это не повод для радости. «Если просто раздавать заработную плату, то это приведет к инфляции, а инфляция - это цены, - поделился интересной мыслью Мясникович. - Заработная плата не должна опережать рост эффективности производства».
Однако наблюдения за деятельностью прежнего правительства убеждают в обратном. В Беларуси повышенную зарплату выплачивают к выборам, а не в связи ростом производительности труда. Да и кто на нее смотрит? С января 2011г. производительность труда исчезла из перечня важнейших социально-экономических показателей, публикуемых Белстатом. Зато инфляция - в фаворе. С ее помощью правительству удается восстанавливать баланс между зарплатой и производительностью. В Беларуси реальная зарплата, т.е. рассчитанная с учетом инфляции, в январе 2011г. снизилась на 12,9% по сравнению с декабрем 2010г.
Есть и другие факторы роста цен в республике. Правительство не скрывает, что на ближайшие годы поставлена задача «обеспечить уровень возмещения тарифами на жилищно-коммунальные услуги до 60% стоимости этих услуг». Также внутренние цены в республике будут расти по мере их либерализации. В частности, согласно директиве N4, уже в I квартале т.г. правительство собирается отменить «госрегулирование цен и тарифов на товары, работы и услуги за исключением продукции естественных монополий и социально значимых товаров». Одновременно будет сокращен перечень социально значимых товаров, на которые установлено госрегулирование цен. Во II квартале намечено сократить перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются государством независимо от формы собственности в организации, предоставляющей их.
В этих условиях замедлить инфляцию, а заодно сберечь золотовалютные резервы страны можно только путем ужесточения денежно-кредитной политики. Во всяком случае, к этому белорусское руководство давно и упорно, но пока еще тщетно призывает МВФ. Несмотря на обещание сократить кредитование госпрограмм, данное Мясниковичем главе миссии МВФ, процесс набирает силу, опережая прогнозы. Темп прироста кредитов в Беларуси растет (в январе составлял 3,2%). Об этом президенту доложил на днях глава Нацбанка Петр Прокопович. Более того, к кредитному обслуживанию госпрограмм теперь подключены и негосударственные банки.
Поэтому давление на валютный рынок по-прежнему остается высоким, вынуждая Нацбанк прибегать к все более жестким административным, но не рыночным мерам его регулирования.