Не поймите нас приватно
07.02.2011
—
Новости Экономики

Правительство готовится к началу активной приватизации госсобственности. О планах по привлечению инвесторов в экономику страны 1 февраля рассказал вице-премьер Сергей Румас, представивший на расширенном заседании Совмина программу социально-экономического развития РБ на 2011-15гг.: «Мы ставим амбициозную задачу создать необходимую конкурентную среду и высокомотивированного собственника. Для этого предусматривается активная приватизация госсобственности с использованием современного инструментария, а также развитие государственного и частного партнерства».
Вице-премьер отметил, что в ближайшее время планируется доработать меры по активному вхождению белорусских предприятий через приватизацию в мировые транснациональные корпорации, а также по созданию в Беларуси производств мировых брендов.
Двумя днями позже президент страны примерно описал национальные особенности белорусской приватизации и требования к инвесторам: «У нас совершенно иная ситуация в стране, нежели в России, на Западе и т.д. Мы не хотим дикого капитализма в нашей стране… Если вы хотите здесь работать, несите социальную нагрузку». Президент добавил, что «никакого отхода от той модели развития Беларуси, которую мы определили, быть не должно».
О том, возможна ли приватизация в Беларуси и как она может происходить, корреспондент «БелГазеты» спросила одного из разработчиков программы приватизации России, замдиректора института «Центр развития» Высшей школы экономики (РФ) Валерия МИРОНОВА.
- Вы верите, что в Беларуси пройдет масштабная приватизация?
- Рано или поздно этот процесс начнется. У Беларуси есть проблемы с бюджетом. Очевидно, что в этом случае приватизация может идти более широким фронтом, чем для достижения любой другой цели. Думаю, правительство Беларуси не станет расставаться с контрольными пакетами акций и уж тем более не будет доводить свой пакет до блокирующего. Продаваться будут сравнительно небольшие пакеты. Но чтобы выполнить план по привлечению денег для покрытия дефицита бюджета, потребуется продажа, так сказать, небольшими порциями большего количества предприятий. Думаю, почти все, что можно, будет продано, но везде по 15-20%.
Помимо нужд пополнения бюджета, приватизация выполняет и иные цели. Например, она может быть связана с улучшением структуры экономики. Для этой цели приватизация проводится в России. Например, сейчас металлургическим частным компаниям недостает производственных активов, которые находятся в руках государства. У нас есть потребность инвентаризировать госактивы - а это около 4 тыс. предприятий - и часть из них можно будет выставить на продажу именно для достройки производственных цепочек частных российских комплексов. Но Беларуси требуется пройти более ранние стадии приватизации, которые в России уже пройдены.

- Полагаете, 15-20-процентные пакеты акций могут заинтересовать инвесторов? Думаете, миноритарии в Беларуси смогут влиять на принятие решений?
- Здесь может быть определенный интерес со стороны, прежде всего, России, Азербайджана и Казахстана, но также и со стороны западноевропейских предприятий. Компании из стран СНГ могут видеть в Беларуси продолжение своих нефтедобывающих предприятий, металлургических холдингов.
Для западноевропейских корпораций может быть интересным открыть здесь филиалы. Многие страны могут быть заинтересованы в белорусских активах, учитывая, что со времен СССР у вас сохранились интересные сборочные предприятия, а значит, и инженерно-технические кадры, а это сейчас дефицит во всем мире. При этом по европейским меркам в Беларуси не такая уж дорогая рабочая сила.
- В середине 2000-х гг. Счетная палата РФ критически оценила результаты приватизации в России. Лукашенко, кстати, неоднократно указывал на печальный опыт вашей страны, говоря о точечной приватизации в Беларуси. Думаете, Беларуси удастся не повторить сценарий российской приватизации?
- В отличие от России 1990-х гг. Беларуси не нужно делать форсированную приватизацию, стремясь создать какую-то электоральную базу - Лукашенко не требуется продавать предприятия в обмен на политическую поддержку. Выборы в Беларуси прошли, ориентация белорусского президента - другая.
В данном случае вам не нужно продавать по дешевке, стремясь к быстрой приватизации. Лучше продавать поменьше, но подороже, тщательно готовить приватизационные сделки.
- Примерно так же затягивание приватизационного процесса объясняет Лукашенко. Мол, мы не будем отдавать наши предприятия за копейки…
- То, о чем я сказал выше, не нужно использовать как оправдание затягиванию приватизации. Я имел в виду, что вам нужно провести тщательную оценку, сопоставить выгоды от продажи каждого предприятия с теми дивидендами, которые можно получать в течение 10-15 лет. К тому же для приватизации нужно выбрать оптимальный момент. Сейчас такой момент наступил - на Западе началась вторая волна количественного смягчения, деньги в экономику впрыскиваются. Очевидно, инвесторы могут их вложить и в белорусскую экономику.
- Инвесторы придут в Беларусь с Запада?
- Я бы сказал, что сейчас нужно привлекать скорее западных инвесторов, которые могут принести новые технологии, инновации, в которых нуждается белорусская технологичная промышленность. Сейчас много денег у азиатов. Но они, как правило, используют вторичные технологии - заимствованные на Западе, часто украденные. Лучше привлечь инвесторов из Европы и США, которые обладают развитым инновационным потенциалом.
С другой стороны, есть разные стратегии конкурентной борьбы. Можно конкурировать как по качеству, инновациям, так и по издержкам. Если ориентироваться на качество, то нужно привлекать западных инвесторов. Но можно ориентироваться на выпуск не самой качественной продукции для экспорта в развивающиеся страны. Там не нужно находиться на передовой технологической границе, но нужно иметь довольно дешевую продукцию.
Если ориентироваться на цену, тогда имеет смысл дополнить свою высокую эффективность с точки зрения недорогой рабочей силы дешевыми ресурсами, которые могут предоставить российские нефтяные, металлургические и другие компании.
- Нет ли у вас ощущения, что Россия, от которой мы очень зависимы и как от поставщика энергоресурсов, и как от рынка сбыта белорусской продукции, просто не позволит продать активы, на которые имеют виды российские компании, западным инвесторам? Например, снова введет пошлины на нефть, закроет свой рынок? Говорят, одной из причин нефтяной войны 2010г. стало намерение России получить доступ к белорусскому ТЭК…
- Такая трактовка событий возможна. Россия заинтересована в приватизации белорусских активов - особенно этот интерес проявляется со стороны госкомпаний. Это же бизнес, здесь применяются все хоть сколько-нибудь законные средства. Конечно, то, о чем вы сказали, может произойти. Но вы можете добиваться того, чтобы получить от России большие деньги за свои пакеты, а на эти деньги всегда можно купить оборудование на Западе. Это если не получится привлечь в качестве партнера западного инвестора.
- Вы верите, что в Беларуси возможна прозрачная приватизация, а не номенклатурная, как ее иногда именуют?
- Есть разные формы приватизации - на основе открытых конкурсов и аукционов или на основе закрытых переговоров с целевым инвестором. Во втором случае возможны и откаты, и всё что угодно. Даже в Китае, где влиятельны контрольные органы, сильна вертикаль власти, в среднем в год расстреливают за коррупцию примерно 1 тыс. человек.
В наших более либеральных условиях - насколько я могу судить, все-таки в Беларуси не такой жесткий режим, как в Китае, - коррупция, конечно, возможна. Здесь нужно подключать законодательство по борьбе с коррупцией. Например, разработать законодательную норму, по которой родственники чиновников должны декларировать доходы. И контролировать, чтобы доходы не расходились с расходами. У нас такие декларации есть, но доходы очень многих чиновников расходятся с расходами. Это известно, но по закону ничего с этим поделать нельзя. Вам нужно заранее, превентивно вносить соответствующие изменения в законодательство, чтобы Беларусь при переходе к рынку не погрязла в коррупции, как это случилось с Россией.
- Так готовы ли белорусские предприятия к продаже?
- Их нужно подготовить. Например, решить вопрос избыточной занятости. Для этого нужно заблаговременно изучить опыт других стран по развитию малого бизнеса, где высвободившиеся люди могли бы работать. Если у ваших предприятий есть непрофильные активы, то такие компании нужно реструктуризировать. Когда завод представляет собой натуральное хозяйство - например, на машиностроительном заводе есть также литейное и метизное производства, - имеет смысл выделить такого рода производства в отдельные компании, чтобы они могли специализироваться, укрупниться и обеспечивать машиностроительную промышленность не только Беларуси, но и других стран. Тогда вам будет легче приватизировать предприятия.
- У наших заводов есть не только литейные цеха, но также колхозы, санатории и прочая «нагрузка»…
- В большинстве российских предприятий такие активы сняты с баланса. Их наличие будет определенным препятствием для приватизации, вам придется пройти период перестройки.
- Сколько он может занять?
- На это потребуется не менее 2-3 лет. Получается, когда Лукашенко говорит о замедленной приватизации, он говорит о неизбежности.
СПРАВКА «БелГазеты».Валерий Миронов - главный экономист Фонда экономических исследований «Центр развития», замдиректора института «Центр развития» Высшей школы экономики. В 1989г. защитил кандидатскую диссертацию по теории и практике организации первых акционерных обществ и приватизации госсектора. В 1990-92гг. - эксперт Верховного Совета РФ, принимал участие в разработке законодательства по приватизации. Входил в группу по разработке программы приватизации России. В 1991-95гг. - завсектором Института экономики АН СССР и РАН; 1995-98гг. - ведущий научный сотрудник института. С 1999г. работает в «Центре развития».