Венчурное инвестирование: провал или успех ждет новый проект Олега Хусаенова в Беларуси?
Венчурное инвестирование - одна из наиболее перспективных и рискованных форм инвестиций, известных в мире, при которой инвестор за 25-50 процентов акций будущего предприятия обеспечивает финансирование под технико-экономическое обоснование (ТЭО) техпроектов или, другими словами, бизнес-план. Авторы таких проектов сами готовы претворить их в жизнь за 50-75 процентов акций их будущего предприятия с инвестором.
Многие считают венчурный капитал почти подарком судьбы, когда вы получаете 100 процентов финансирование вашего проекта, возможность заработать деньги и реализовать себя, при этом имея на старте только "идею" и отдавая за нее всего лишь 25-50 процентов компании.
Венчурный капитал для инвестора - это возможность найти новое, перспективное направление и в разы увеличить вложенный капитал "на выходе". При этом инвестор рискует вместе с создателем проекта. Тем самым авторская идея оценивается в уставном капитале фактически в туже сумму.
Многие мировые корпорации (Microsoft, Apple, Google, Body Shop, Facebook) выросли из данных венчурных проектов, заработав миллиарды долларов авторам идеи, ее коллективам и, конечно, ее первым инвесторам, поверившим на зарождении идеи в будущее этих компаний. Еще большее количество венчурных проектов "кануло в небытие", т.к. по американской статистике большинство (примерно 60 процентов), заканчиваются крахом идеи и банкротством венчурного предприятия, еще 30 процентов таких проектов ждет слияние с другими или ликвидация. Зато оставшиеся 10 процентов компаний, достигших успеха с лихвой компенсируют инвестору 90 процентов неуспешных.
Один из первых крупных венчурных инвестиционных фондов в Беларуси собирается организовать в 2011-2012 годах Олег Хусаенов - председатель Совета директоров Международного автомобильного холдинга «Атлант-М», официальный дилер автогигантов Мазда и Фольксваген в России, Беларуси, Украине. Олег Хусаенов известен так же тем, что ранее он уже организовал фонд прямых инвестиций – SMH, который имеет размер 70 миллионов долларов. SMH на сегодняшний день полностью проинвестирован и удачно функционирует на территории Беларуси.
Почему для венчурного фонда выбрана Беларусь, каковы особенности и нюансы инвестиционного климата в государстве? В какие отрасли белорусской экономики О.Хусаенов будет инвестировать более 100 миллионов создаваемого фонда, как будут отбираться инвестиционные проекты, каковы условия конкурса, какие проценты в уставном фонде новых предприятий достанутся ему, какие авторам идей и их исполнителям? На эти и другие вопросы Олег Хусаенов ответил в эксклюзивном интервью интернет-порталу трейдеров и инвесторов "Бизнес лидер".
- Когда стало известно о создании инвестиционного фонда Олега Хусаенова в Беларуси, некоторые аналитики посчитали, что вы будете инвестировать в строительство завода по производству легкового автомобиля в Республике Беларусь. Вы отказались. Почему?
- Руководство Беларуси уже несколько лет подряд пытается воплотить в действительность создание отечественного белорусского легкового автомобиля. Эта идея скорее имиджа страны, чем экономически обоснованная и целесообразная для Беларуси. На мой взгляд, в сегодняшних условиях это нереально, и доказательством служит простой расчет: чтобы производство было рентабельным, необходимо производить не менее 12 000 автомобилей в год. В 2009 году в Беларуси было продано всего 25 000 новых авто, т.е. получается: необходимо, чтобы белорусы стали покупать половину новых авто отечественного производства, да еще и одной модели. Здесь выходом может быть только ориентация на российский и украинский рынки сбыта. Но нужно учитывать закон о 50 процентах производства деталей тоже в Беларуси, а это нереально в сегодняшних условиях.
На мой взгляд, белорусам скорее подойдет организация производства импортных запчастей для автомобилей на своей территории. России в данный момент необходимо в течение 3-5 лет локализовать производство запчастей для импортных марок, но с этим у России проблемы из-за низкой культуры производства, а в Беларуси она значительно выше, поэтому белорусам необходимо использовать этот шанс.
- Не думали ли вы сами организовать производство автозапчастей в Беларуси?
- Нет, сами об этом не думали. Здесь лучше всего использовать опыт китайцев. Они сами ничего не придумали, пригласили западных специалистов и просто копировали их работу. Но на сегодняшний день стандарты китайцев ушли гораздо дальше, чем те, что существуют на машиностроительных предприятиях Беларуси, хотя эти предприятия далеко не самые худшие в мире. Зачем тратить годы на свои исследования без гарантии, что у вас что-то получится? Пригласите тех же немецких производителей, которые наладят здесь знакомое для них производство. Идея очень жизнеспособная, и по такому пути, кстати, в Беларуси сейчас налаживает свое производство Bosh с ориентиром на российский рынок.
Белорусы по своей культуре производства, которую они получили за годы государственного регулирования, где-то даже сверхрегулирования экономики, находятся в более выигрышном положении среди других славянских государств. Белорусов можно назвать своего рода "славянскими немцами". Здесь можно вспомнить известную фразу Сталина: "Кадры решают все". Это на самом деле так. И с этой точки зрения у Беларуси реальные преимущества перед Россией и Украиной.
- В конце 2010 года вы покинули пост генерального директора "Атлант-М" с целью возглавить управляющую инвестиционную компанию «Зубр Капитал». Каковы цели ее создания? Есть ли ещё причины выбора именно Беларуси для старта проекта?
- Два года мы занимались подготовительной работой и сейчас регистрируем в Беларуси компанию "Зубр Капитал"(Zubr Capital), которая будет работать на рынке венчурного капитала. В Беларуси, в отличие от России и Украины, нет таких компаний - мы будем первыми в этой нише.
Чтобы объяснить, как это работает, приведу простой пример из жизни общества: рождается ребенок, затем он идет в детский сад, затем - в школу, затем - в институт, потом - на работу. Это - стадии, которые определены во всем цивилизованном мире, вне зависимости от того, кто вы - индус, китаец, филиппинец, американец и т.д. Это - естественный процесс, выработанный веками. Во всем мире, где не учили Карла Маркса, а учили Адама Смита, создание компании является таким же естественным процессом как рождение ребенка. Нельзя строить экономику только на старых предприятиях - они своего рода уже пенсионеры, многие уже в возрасте, они не дают подпитки, экономике постоянно нужна новая, свежая кровь - вот почему на Западе так много уделяют внимания малому и среднему бизнесу, именно из него растут новые лидеры.
И так - вот родилась компания, далее идет "детский сад", то есть она сама как-то развивается. А затем идет целая индустрия, так называемая "школа" - венчурные фонды, своего рода учителя, которые приходят и начинают вливать знания, как должны быть выстроены финансы, IT-технологии, как стратегию делать, как делать финансовую модель и т.д. Затем лидеры, которые ведут созданный бизнес, попадая в эту "школу" начинают намного быстрее двигаться. Далее идет IPO, то есть выход на биржу - это уже "университет", там еще более сложные взаимоотношения.
Так вот, повторюсь, в Беларуси такой индустрии нет, никто этим не занимается. Создаваемые фирмы развиваются сами, так сказать "болтаются" сами по себе где-то до тех пор, пока, может, какой-нибудь западный стратег их не купит. Здесь я вижу, что в итоге такого развития мы добьемся того, что весь нормальный бизнес, все самое интересное, всю страну скупят западные стратеги. Но надо же выращивать свой капитал. Скажем, в России и Украине такое развитие уже началось и, если оно идет, зачем мне быть там? Там есть уже свои монстры, с которыми я не смогу бороться, например: Тройка Диалог, Ренессанс Капитал, Драгон Капитал и т.д. В Беларуси такого нет, это пустая ниша, поэтому вместе со своими партнёрами я разобрался в этом бизнесе, понял как его делать и я готов организовывать здесь "школу" для бизнеса, помогать ему выходить на более высокий уровень быстро и качественно. Для этого конечно нужно финансирование».
- Какова роль венчурного капитала?
- Практически любому грамотному бизнесмену рано или поздно нужны деньги для развития, для расширения своего бизнеса. В Беларуси создана такая система налогообложения, что она не позволяет накапливать капитал, а, допустим, организация бизнеса выстроена хорошо, налажены бизнес-процессы, есть хорошая команда. Встаёт вопрос - где взять деньги? Заемные деньги опасны, потому что в бизнесе существует такое соотношение "30/70", дальше нельзя закредитовывать фирму нужно искать того, кто внесет деньги на развитие. На биржу идти еще рано - фирма слишком маленькая и ее никто туда не пустит, для решения этой задачи и есть такие венчурные компании. В мире очень много денег, реально много и есть фонды, которые готовы давать таким фирмам, как "Зубр Капитал" деньги под конкретные проекты, под так называемый "портфель проектов".
На сегодня у "Зубр Капитал" есть такой портфель и он будет еще увеличиваться, мы знаем как готовить проекты, каким образом правильно делать start-up, как выстраивать back-office и т.д. Мы не собираемся забирать у кого-то бизнес, наша модель очень проста: мы ищем сильных лидеров на рынке, кто знает свой бизнес, имеет свою команду и цель по развитию своей фирмы. Договариваемся с ним о выделении денег под проект, взамен мы просим, скажем, 25-30 процентов акций компании, так называемый «блокирующий пакет». Кроме денег мы привносим наши знания в построении бизнеса и совместно развиваем этот проект. Цель - вырастить эту фирму до уровня биржи или до такого уровня, когда мы сможем выйти из проекта, получив от участия в нем прибыль.
Есть три способа выхода:
1. Когда нашу долю выкупают обратно топ-менеджеры компании, они видят, до какого уровня они выросли с нами, видят перспективы развития и принимают решение выкупить нашу долю. Условно говоря, идут в банк и берут кредит под выкуп наших акций, как правило, банки очень охотно дают деньги на такие цели.
2. Выход на биржу и продажа акций компании на бирже. На сегодня, допустим, есть площадки Варшавской биржи, Стокгольмской биржи, на которых можно продать акции белорусских фирм. На сегодня это пока экзотика, но мы будем формировать этот рынок.
3. Продажа акций стратегическому инвестору. Когда мы продаём акции другой заинтересованной компании напрямую.
- К вам могут обратиться любые компании со своим бизнес-планом? Какие критерии отбора компаний?
- Мы определили для себя пять интересующих нас отраслей: банковская, фармацевтическая, товары повседневного спроса (FMCG), телекоммуникация, IT.
Основные критерии отбора достаточно просты. Для того, что бы мы вступили в сделку, нужны три главные составляющие: сильный лидер, хорошая команда менеджеров, четкая стратегия и дисциплинированное ее выполнение.
- Вы сказали, что деньги для вложения получаются в специализированных международных фондах. Где и на каких условиях вы берёте деньги для инвестиций?
- Есть такое международное понятие, как IRR. Говоря по-русски, это сложный процент. Простыми словами, если вы берете, скажем, деньги на российском рынке, то IRR там составляет 15 процентов. То есть, взяв условно 100 миллионов долларов на 5 лет под IRR 15 процентов в год, за первый год мы должны увеличить эти 100 миллионов долларов на 15 миллионов, на второй год 15 процентов берется уже от 115 миллионов долларов и т.д. Но у "Зубр Капитал" сейчас уже есть в управлении один фонд. Это фонд, который создан путем внесения своих средств акционерами "Атлант-М". Более того, у акционеров есть четкое соглашение, по которому они точно знают, когда они выйдут из этого фонда и точно знают, какой IRR они получат по своим инвестициям.
- Какую сумму вы готовы инвестировать в конкретный проект?
- В нашем портфеле есть уже 5 проектов, примерно по 5 миллионов долларов каждый. Мы собираемся и в дальнейшем активно искать проекты для инвестирования. Сумма инвестирования может составлять от 3 до 10 миллионов долларов в один проект.
- Потенциальных клиентов фонда наверняка заинтересует процедура обращения к вам. Как она будет проходить в вашей компании?
- В основном обращение к нам за инвестициями будет проходить с помощью сайта, который мы запустим ориентировочно весной 2011 года. На сайте будет функционировать специальная форма обращения, через которую и будут подаваться заявки на рассмотрение проектов. Так, как я уже сказал, будет приниматься основной объем проектов. Но, кроме этого, мы рассматриваем возможность работы специалистов «Зубр Капитал», которые сами будут «мониторить» рынок с целью нахождения интересных и перспективных компаний с точки зрения нашей деятельности.
- Ваши три основные правила в бизнесе?
- Очень просто.
1. Учиться, учиться и еще раз учиться. У человека, который стремится достичь многого в жизни, никогда не должно быть закрытое мышление, он постоянно должен развиваться. Управляя персоналом, это правило Хусаенов видит так: менеджер, который перестает учиться, для Хусаенова - перестает существовать как партнер - ему пора выходить на пенсию.
2. Делай сложное доступным. Этот критерий Олег Хусаенов выработал у себя с годами построения бизнеса. Любую сложную технологию можно и нужно делать доступной. Конкретный пример: разработанная и внедренная в «Атлант-М» книга "Эко", так называемая книга жалоб. Ее отличие от обычной книги в том, что любую информацию (жалобу или отзыв), которую оставляет клиент в любом центре «Атлант-М» или на сайте, можно видеть в реальном времени и оперативно реагировать. Таки образом, клиент своевременно получает отклик, если оставлено какое-либо замечание. Это выгодно отличает "Эко" от бумажной версии, внедрённой государством, отзывы в которой контролирует госорган и наказывает затем организацию. Но процесс этот достаточно длителен и к этому времени клиент уже забудет про свою запись и по факту останется чем-то недоволен.
3. Извлекай выгоду из невыгоды. Превращай поражение в победу. Примером служит международный холдинг «Атлант-М». Позиция Хусаенова: лучше сконцентрировать свои усилия в одном направлении и развивать его, например, Атлант-М мог остаться в России, приложить все усилия на развитие этого крупного рынка, не распыляясь на другие страны и тем самым получить дополнительную экономию на издержках. Вместо этого Атлант-М решил развиваться на рынках России, Беларуси и Украины и на сегодняшний день является лидером в своей отрасли во всех трех странах. Этого удалось достичь, построив лучший back-office среди всех автомобильных компаний, присутствующих на всех трех рынках.