И укусят за бачок
24.01.2011
—
Новости Экономики
Белорусским нефтепереработчикам грозит потеря украинского рынка. Шесть украинских НПЗ обратились в Министерство топлива и энергетики страны с предложением ввести ввозные пошлины в отношении импортных нефтепродуктов в размере 130 евро за 1 т бензина и 80 евро за 1 т дизтоплива.
Игроки рынка уверены, что если это произойдет, то импортное топливо будет вытеснено с рынка. Закрытие рынка станет серьезной проблемой для Беларуси, которая по ряду позиций обеспечивает более половины поставок нефтепродуктов в страну (75,9% поставок бензина А-76/80, 98,8% - бензина А-92).
Представители украинских НПЗ, позицию которых поддержало профильное министерство, считают, что пошлина выравняет условия работы украинских заводов с переработчиками России, Беларуси и Казахстана, которые получают российскую нефть беспошлинно. В то же время на Украину российская нефть поставляется с уплатой вывозной таможенной пошлины в размере $303 за тонну. Стимулируя нефтепереработку внутри страны, Россия устанавливает экспортные пошлины на нефтепродукты на более низком уровне, чем на нефть (Беларусь устанавливает экспортные пошлины на свои нефтепродукты на российском уровне), что, по мнению украинских НПЗ, ставит производителей Украины в неконкурентные условия. Известно, что против введения пошлины выступают Минэкономики и Минфин Украины.
О причинах и последствиях пошлинного конфликта корреспондент «БелГазеты» беседовала с директором украинской консалтинговой группы «А-95» Сергеем КУЮНОМ и главой Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонидом КОСЯНЧУКОМ.
СЕРГЕЙ КУЮН: «ПОШЛИНЫ СРОДНИ ДУБИНКЕ»
- Как вам инициатива украинских нефтепереработчиков?
- Это решение является недостаточно проработанным, аргументированным и абсолютно нецелесообразным. Мы видим попытки серьезного лоббирования со стороны владельцев украинских НПЗ с целью нарастить свою рентабельность. Они хотят решить свои проблемы за счет потребителей нефтепродуктов.
- Каковы шансы, что инициатива будет поддержана?
- Нынешнее обращение с просьбой ввести пошлину - не первое. В конце декабря наши Минэкономики и Минфин уже вынесли отрицательный вердикт, отказали в начале расследования в отношении импортных нефтепродуктов. Но Минтопэнерго эту инициативу поддерживает.
На то, что это решение очень спорное, указывает кулуарный характер его лоббирования. Нет открытого обсуждения, ни один представитель министерства так и не дал ответа, как рассчитывался размер этих пошлин.
Этот размер абсолютно беспрецедентен. Если акцизный сбор у нас составляет 180 евро за 1 т бензина, то пошлину предлагается ввести на сопоставимом уровне - 130 евро. Все это преподносится под флагом выравнивания условий работы зарубежных и украинских заводов, но на самом деле это ликвидация конкурентов.
Введение пошлины - радикальная и непопулярная мера, которая не будет иметь тех результатов, которых от нее ожидают. У правительства есть достаточно инструментов, чтобы одновременно помочь этой отрасли и не усиливать налоговое давление на потребителя.
- Каких, например?
- Государство должно обеспечить принятие ряда законодательных актов, направленных на стимулирование модернизации украинских НПЗ. Эти документы пылятся в нашем парламенте уже четыре года. Предложенные в них меры скопированы из опыта России и Беларуси по поддержке своих заводов. В частности, это отсрочки уплаты ряда налогов при ввозе оборудования для модернизации заводов, освобождение от уплаты налога на прибыль и других на время проведения работ по модернизации. То есть то, что не требует от государства прямых затрат, но существенно облегчает проведение модернизации.
Почему наши НПЗ постоянно жалуются на жизнь? Потому что технически они очень отсталые. На протяжении последних лет они делали крайне мало для того, чтобы повышать свою эффективность. Если Мозырский завод за последние годы освоил, по-моему, порядка $0,5 млрд., а за последние 10 лет, насколько я знаю, $1,25 млрд., то Кременчугский завод за последние два года потратил всего $60 млн. Глубина переработки нефти на украинских заводах остается на советском уровне и варьируется в зависимости от качества сырья в пределах 60-65%. Есть заводы, например Одесский, работающие с 50-процентной глубиной переработки. Не удивительно, что наши заводы начинают постепенно терять конкурентоспособность по своей же вине.
Кроме того, большой проблемой всего рынка является огромное количество контрабандных и фальсифицированных нефтепродуктов. Они поставляются из России, получаются путем нелегальной переработки нефти - у нас много нефтедобывающих регионов, нефтехимических производств, которые выпускают компоненты для топлива, например бензол. В итоге около 20% топлива на рынке в той или иной степени не соответствует стандартам, имеет какое-то «левое» происхождение. Соответственно, если государство вычистит этот рынок, то освободит его для своих же производителей. Государство сможет существенно помочь отрасли, не создавая дополнительного давления на потребителя.
А пошлины сродни дубинке. Вместо того чтобы решить вопрос дипломатическим путем, разобраться в главных причинах проблем заводов, выбирается самый примитивный способ - возведение забора вокруг рынка в надежде на то, что у нас что-то изменится.
- На Украине не опасаются ответных действий со стороны государств, в отношении производителей которых предлагается ввести пошлину?
- Последствия этого перечислять и перечислять. Это и внутренние проблемы - по прогнозам, если ввести пошлины в предлагаемом варианте, то цены вырастут с $1,1 до
1 евро за литр, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде повышения цен на потребительские товары, транспортные услуги и т.д. Кроме того, это и непредсказуемая международная реакция. Например, мне интересно, что скажут белорусы, которые обеспечат работой нефтепровод Одесса - Броды. Еще чернила не высохли на договоре о транзите по нему нефти. Причем эта нефть нужна для того, чтобы вырабатывать нефтепродукты в т.ч. для Украины - одного из мощнейших направлений поставок белорусского топлива. Белорусы вполне логично могут заявить: «У нас форс-мажор. Раз вы ставите забор на пути наших поставок, то мы, наверное, не будем качать нефть - она нам в таком количестве не нужна».
С европейскими странами у нас работает договор о ВТО. Практика введения пошлин вообще противоречит принципам этой организации. Реакция российских коллег тоже абсолютно непредсказуема.
Справка «БелГазеты».Сергей Куюн - один из ведущих аналитиков укранского рынка нефтепродуктов. В 1995-97гг. работал в еженедельнике Ukrainian Oil & Gas Report; 1997-2009гг. - руководил всеми направлениями сбора и обработки информации консалтинговой компании UPECO (Ukrainian Petroleum Consultants); 2002-09гг. - главный редактор профессионального еженедельника «НефтеРынок». В 2006-07гг. - советник министра топлива и энергетики Украины; 2006-10гг. - член экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности при Кабмине Украины.
ЛЕОНИД КОСЯНЧУК: «НПЗ РЕШАТ СВОИ МУТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗА СЧЁТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»
- Как вы относитесь к возможности введения импортных пошлин?
- Резко отрицательно. Это же мнение разделяют Минэкономики и Минфин Украины и антимонопольный комитет. Правда, антимонопольный комитет - негласно. А представители двух министерств мне написали, что они поддерживают мое возмущение и считают, что это не идет на пользу потребителям и экономике Украины.
- Почему в таком случае идею поддерживает Минтопэнерго?
- Господа нефтепереработчики мотивируют свое заявление тем, что сегодня нефтепереработка Беларуси, России и Казахстана имеет определенные преференции в виде разницы в пошлинах. И здесь никакого секрета нет: украинские НПЗ приобретают сырье на $317 на 1 т дороже, чем российские. Аргументация наших переработчиков следующая: на $130 на тонну (это разница между пошлиной на экспорт нефтяного сырья и на экспорт нефтепродуктов) мы можем ощутить демпинг со стороны производителей Беларуси и России.
Мы им возражаем: вопрос о премии на уровне $130 - спорный. Но даже если и так, то кто вам сказал, что белорусские, казахстанские или российские переработчики готовы этой премией поделиться с украинскими импортерами?
Сегодня внутренние цены на нефтепродукты в оптовом сегменте уже начали превышать импортный паритет. То есть украинская нефтепереработка специально завышает цены, при этом связанные с ней розничные сети торгуют дешевле. Если мы возьмем цену в рознице, умножим на количество литров в тонне и сравним с оптовыми ценами, то окажется, что нефтепереработчики доплачивают на каждом литре 24 копейки потребителю, чтобы он мог заправиться их топливом. Это абсурд. То есть искусственно создается база, чтобы сказать: идет демпинг со стороны белорусских и российских предприятий.
- Каким станет украинский рынок, если ваши НПЗ добьются введения пошлины?
- Это приведет к монополизации рынка двумя-тремя игроками, у которых есть собственные сети. Будут созданы очень серьезные проблемы для мелких и средних сетей - им неоткуда будет взять продукт. В итоге появится дефицит нефтепродуктов, потому что на самом деле украинские НПЗ - даже если они увеличат объемы переработки - не в состоянии обеспечить потребности рынка. Например, один из лидеров нефтепереработки - Лисичанский НПЗ - сегодня загружен на 90%. Сегодня только Кременчугский НПЗ может нарастить объемы переработки. Но, учитывая любовь этого предприятия к льготным ценам на нефть (украинскую легкую нефть он покупает с дисконтом в 20%, а год назад покупал с дисконтом в 70%), я не думаю, что оно может сильно нарастить переработку дорогой нефти из России или такой же дорогой нефти из Азербайджана.
Логика украинских НПЗ такая: чтобы выравнять экономику белорусских и украинских предприятий, нужно поднять оптовые отпускные цены заводов на территории Украины. Как? Очень просто - вводим пошлины на импорт в размере 130 евро, что автоматически добавляет 1,3 гривны на 1 л бензина, и подтягиваем цены производителя к импортному паритету. И тогда НПЗ решат все свои мутные проблемы за счет рядовых потребителей - обнищавших граждан Украины.
- Эти пошлины предлагается ввести в отношении всех зарубежных производителей или только белорусских?
- Статус этих пошлин таков, что они могут быть введены даже конкретно к какому-то производителю. Например, не к Беларуси, а к Мозырскому или Новополоцкому НПЗ. Причем процедура такова, что если будет начато расследование, то уже через 45 суток можно ввести временные импортные пошлины до окончания расследования. А оно может длиться и год, и два.
Риторика этих господ (нефтепереработчиков. - «БелГазета») меняется каждый день. Если раньше они говорили, что никоим образом не хотят затронуть интересы России и братской Беларуси, то потом поменяли мнение - мол, Европа нам не простит введения импортных пошлин и ответит пошлинами на наш металл. Недавно прозвучало: ни тем, ни тем, а всем подряд. Потому что они прекрасно понимают: если ввести пошлины только в отношении белорусских и российских нефтепродуктов, то в этом случае продукт придет от ORLEN Lietuva и закроет все объемы.
- Ваше Министерство энергетики не опасается принятия другими странами симметричных мер?
- Минтопэнерго нечего бояться. Куда еще больше санкций, чем пошлина на российскую нефть в размере $317? Боятся ответных санкций те, кто отвечает за наполнение госбюджета, - Минэкономики и Минфин. Причем Минтопэнерго лоббирует интересы не украинских производителей. Покажите, что в украинской нефтепереработке украинского? Она находится в руках российских ТНК-BP, «Лукойла» и кипрских оффшорных компаний, которые принадлежат группе «Приват». Кто здесь украинский нефтепереработчик, я до сих пор понять не могу.
Справка «БелГазеты».Леонид Косянчук родился в 1954г. в Житомирской области. Окончил Киевский политехнический институт. В 1986-89гг. - ликвидатор аварии на ЧАЭС. Работал в системе трейдинга нефти из РФ и переработке на давальческих условиях на украинских НПЗ. Был гендиректором нефтеперерабатывающего комплекса «Галичина», заместителем гендиректора «Лукойл-Украина», директором департамента Минтопэнерго.