Россия не хочет субсидировать белорусские НПЗ
Белорусское правительство может брать калькулятор и считать не только доходы, но и расходы, которые принесут новые условия поставок российской нефти. Глава российского правительства Владимир Путин поставил, наконец, точку в вопросе о ставках экспортных пошлин на нефтепродукты.
По приблизительным подсчетам, за каждую тонну светлых нефтепродуктов, проданную на экспорт в течение первых шести месяцев 2011 года, Беларусь заплатит в российский бюджет не менее 200 долларов.
Просчитать реальный экономический эффект для Беларуси от новых условий поставок нефти пока затруднительно даже экспертам в этой области. Специалисты называют разные цифры, отмечая, что многое будет зависеть от цен на нефть и нефтепродукты и объема импорта в Беларусь российской нефти.
Вопрос ставки экспортных пошлин на нефтепродукты также был для Беларуси одним из принципиальных. Ведь российская сторона рассматривала разные варианты –– от плавного повышения среднего уровня экспортной пошлины на нефтепродукты (сейчас она составляет 55% от пошлины на нефть) до резкого.
Например, в октябре этого года заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что ставка пошлин на нефтепродукты может увеличиться до 85-90% от пошлины на сырую нефть уже в 2011 году. Позже прошла информация о том, что с нового года ставка составит 57%.
Плавное повышение ставок экспортных пошлин на нефтепродукты соответствовало интересам Беларуси. Ведь чем ниже будет ставка, тем меньше средств придется отчислять в российский бюджет за экспорт нефтепродуктов. В свою очередь российская сторона изначально была против субсидирования таким образом белорусской нефтепереработки.
Итоговое решение российского правительства оказалось для Беларуси более-менее выгодным, по крайней мере в краткосрочный период.
В соответствии с постановлением правительства России, с февраля 2011 года экспортная пошлина на светлые нефтепродукты будет составлять 67% от пошлины на нефть, на темные –– 46,7%. В 2012 году пошлина на светлые нефтепродукты будет составлять 64% от нефтяной пошлины, на темные –– 52,9%. С 2013 года произойдет выравнивание пошлин на светлые и темные нефтепродукты до 60% от пошлины на нефть.
Естественно, экономический эффект для Беларуси будет зависеть также и от ставки экспортной пошлины на нефть. Уже с января 2011 года пошлина вырастет с 303 до 317,5 долларов за тонну.
По оценке аналитика ИФД «КапиталЪ» Виталия Крюкова, как минимум на протяжении первого полугодия цена российской нефти будет колебаться в диапазоне 90-110 долларов за баррель. Рост стоимости нефти соответственно отразится и на денежном выражении ставок пошлин на нефтепродукты. Это позволит российской стороне сократить уровень субсидирования белорусской нефтепереработки.
Но, по мнению Крюкова, уровень субсидирования все равно остается весомым: «Я не вижу оснований для такого льготирования белорусской нефтепереработки. Более того, это может иметь негативные последствия для России. Ведь ничто не мешает белорусской стороне поставлять на наш рынок нефтепродукты и тем самым потеснить российские компании».
Белорусский эксперт Татьяна Маненок, в свою очередь, сомневается, что российская сторона так просто согласится на субсидирование белорусских НПЗ.
«Это не вписывается в логику поведения России. Например, Беларуси пока так и не удалось договориться о льготных для себя ценах на газ. Думаю, по нефти тоже все не так просто, несмотря на все договоренности. Полагаю, что российская сторона будет искать механизмы и варианты, чтобы не субсидировать нашу нефтепереработку».
По словам эксперта, предположить, каков будет эффект для бюджета при новых условиях импорта российской нефти можно будет, когда станет понятен механизм зачисления экспортных пошлин на нефтепродукты в российский бюджет и объемы российской нефти, которые рассчитывает закупить белорусская сторона.
Андрей КОЖЕМЯКИН