Помощь МВФ понадобится Беларуси вне зависимости от исхода выборов
Евросоюз может рассмотреть возможность предоставления Беларуси макрофинансовой помощи в случае реализации новой страновой программы Международного валютного фонда.
Власти пока воздерживаются от попыток обсуждать с МВФ новую программу, так как не видят в этом необходимости. Однако эксперты не исключают, что уже в первом квартале следующего года правительству придется договариваться с МВФ. Слишком очевидны признаки макроэкономической нестабильности.
Представители МВФ, впрочем, хотят самостоятельно поставить точный диагноз белорусской экономике, чтобы затем более предметно вести переговоры о возможном курсе лечения.
Напомним, что в октябре МВФ повысил оценку роста ВВП Беларуси в 2010 году с 2,4% до 7,2%. В 2011 году эксперты МВФ ожидают замедления роста ВВП до 6,2%, но данный прогноз также оптимистичнее прежнего. Ранее МВФ ожидал прироста экономики Беларуси в следующем году до 4,6%.
С 3 по 16 ноября обзорная миссия МВФ планирует поработать в нашей стране. В рамках визита будет проведен обзор экономической политики Беларуси за предыдущий год и обсуждена политика белорусских властей на будущий год и среднесрочную перспективу.
Речь идет о вопросах денежно-кредитной, налогово-бюджетной политики и политики валютного курса. Также планируется рассмотреть вопросы структурных преобразований и планы белорусских властей на этот счет на ближайшие 3-5 лет.
Вопросы о новой программе stand-by в рамках работы миссии обсуждать не планируется. «Но потребность в реализации новой программы очевидна», — считает экономист Сергей Чалый.
Беларусь так и не достигла основной цели первой программы с МВФ — макростабилизации, уверен эксперт.
«Наоборот, безответственной политикой за последний год мы достигли еще больших дисбалансов. Вместо того чтобы расширять коридор и выходить на свободное образование курса рубля, мы снова вернулись к фиксированному курсу. И если потенциал девальвации 2009 года накапливался со второй половины 2006 года, то потенциал следующей девальвации мы накопили фактически за один год», — подчеркивает Сергей Чалый.
В сложившейся ситуации, по словам экономиста, не так просто перейти к нормальному курсообразованию: «Уже нарастают девальвационные ожидания, что проявляется в спросе населения на валюту. В такой ситуации отпускать курс уже неправильно, то есть окно возможностей фактически закрыто».
Рост зарплаты до 500 долларов также вынуждает оставлять курс рубля фиксированным, чтобы довести рублевый эквивалент доходов до нужного уровня. Но так как новые зарплаты реально не заработаны, это приведет к росту инфляции.
Уже сейчас по росту инфляции в этом году Беларусь занимает второе место в Европе*. С начала года по 1 октября инфляция в Беларуси составила 6,8%. По данному показателю Беларусь опередила только Украина с уровнем инфляции в 7,4%. Зато у остальных соседей прирост цен оказался значительно ниже. Так, в России потребительские цены выросли на 6,2%, в Литве — на 2,5%, в Польше — на 2%, в Латвии — на 1,7%.
По некоторым оценкам, в первом квартале 2011 года инфляция в Беларуси может составить 25-30%.
«Поэтому так или иначе придется возвращаться к антикризисным мерам, и кроме как с помощью МВФ мы вряд ли что-то сможем сделать. Обсуждение и даже реализация новой программы может начаться уже в первом квартале 2011 года. И результаты президентских выборов на это никак не повлияют. Сама ситуация в экономике будет диктовать необходимость тесного контакта с МВФ», — полагает С.Чалый.
МВФ также заинтересован в реализации новой программы с Беларусью. И причина здесь не в том, чтобы дополнительно заработать на предоставлении нового займа, а в намерениях добиться структурных преобразований в стране, убежден эксперт.
«МВФ до кризиса был организацией, стремительно теряющей авторитет. Пришел кризис, и фонд стал реализовывать новые программы. Но им необходим успешный пример сотрудничества. И, скорее всего, в Беларуси руководство МВФ такой пример и нашло».
Беларусь, по мнению Сергея Чалого, интересна МВФ тем, что это небольшая и достаточно управляемая страна, в ней нет серьезных проблем в виде сильно депрессивных отраслей.
«В силу своего размера экономика не требует каких-то внушительных объемов финансирования. И в МВФ заинтересованы довести программу преобразований до конца, чтобы затем, образно говоря, повесить себе медаль на грудь, демонстрируя всем остальным свою эффективность».
В случае договоренностей с Беларусью по реализации новой программы, МВФ придется поменять тактику в части требований по выполнению белорусскими властями взятых на себя обязательств. Правительство и Нацбанк так и не выполнили свое обязательство по созданию Агентства развития, кроме того, «издевательским способом было создано Агентство по приватизации», считает С.Чалый.
По словам эксперта, изначально в МВФ плохо понимали наш механизм принятия решений. «Фактически многие решения нарушали чей-то статус-кво. Агентство развития — это реформирование системы реализации госпрограмм. Но это еще и удар по тем, кто сейчас контролирует денежные потоки в этой сфере. Поэтому такие вещи либо вообще не делались, либо делались, но не приводили к существенным изменениям».
Сергей Чалый не считает, что МВФ станет выдвигать более жесткие условия для выполнения властями своих обязательств: «Просто будут определенные критерии, по которым МВФ будет судить о том, исполнено обязательство или нет, и при этом не соглашаться на разного рода компромиссы».
* По сообщению Росстата на основе публикаций Евростата, национальных статистических служб и данных, размещаемых в сети интернет в соответствии с требованиями Специального стандарта распространения данных (ССРД) МВФ.
Андрей КОЖЕМЯКИН