"Оборонка" против
11.10.2010
—
Новости Экономики

Такое развитие событий, конечно, было бы весьма нежелательным для Минска. Но не менее (а может быть, и более) негативные последствия оно имело бы и для Москвы. Ведь непризнание легитимности президента Беларуси немедленно парализовало бы деятельность всех интеграционных организаций на постсоветском пространстве, где высшими органами являются советы глав государств (СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенный союз, а также Союзное государство).
Об этом кремлевским обитателям (если верить все тем же СМИ) не преминул напомнить некий анонимный источник, близкий к белорусскому лидеру. Правда, глава Администрации президента РБ Владимир Макей поспешил дезавуировать такого рода публикации, назвав их "плодом больного воображения".
Однако в российской политической элите, как следует из высказываний экспертного сообщества, к этому прозрачному намеку отнеслись с полной серьезностью.
Причем особое беспокойство у аналитиков вызвало возможное неучастие Беларуси в деятельности Организации договора коллективной безопасности.
В приведенном выше перечне ОДКБ является одним из главных приоритетов Кремля. И бойкот ее деятельности руководством РБ ставит под вопрос весь российский проект создания механизма по контролю за военно-стратегической и геополитической ситуацией на постсоветском пространстве, некоего аналога и противовеса НАТО.
Между тем в действующей "Стратегии национальной безопасности России до 2020 года" ОДКБ рассматривается в качестве "главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
Надо думать, именно подобного рода соображения дали основание руководителю Института стран СНГ Константину Затулину заявить о том, что выход Беларуси из интеграционных структур привел бы к катастрофическим последствиям не только для белорусской экономики, но и для российской безопасности на западном направлении, которая во многом строится с учетом военного потенциала РБ.
Еще более категоричен в своих суждениях президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник в отставке Леонид Ивашев. По его словам, непризнание выборов в Беларуси не только ставит крест на ОДКБ, но и означает потерю Россией последнего настоящего союзника. В связи с чем придется выводить с территории РБ находящиеся там стратегически важные для России объекты ПВО, ПРО, связи с подлодками. Без белорусского прикрытия неопределенной оказывается судьба Калининградской группировки, она остается "в полном окружении".
Не менее болезненным, уверен Л. Ивашев, для РФ окажется и возможное нарушение в данном контексте двустороннего военно-технического сотрудничества. Ведь между белорусским и российским ВПК налажена весьма тесная кооперация. В ее рамках сейчас реализуется 32 совместных проекта в самых различных областях.
Более того, как считает директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко, по некоторым направлениям российский военно-промышленный комплекс "критически зависит" от кооперации с белорусской "оборонкой".
Последняя, в частности, имеет хороший потенциал в разработке и модернизации средств ПВО. C советских времен Беларусь повсеместно славилась производством автоматизированных средств управления (АСУ). Например, все АСУ Китайской народно-освободительной армии созданы с участием белорусского ОПК.
И совершенно особого упоминания, по мнению И. Коротченко, заслуживает Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), который поставляет многоосные колесные шасси для российских подвижных грунтовых стратегических ракетных комплексов (ПГРК).
С учетом того обстоятельства, что основу перспективной группировки РВСН РФ должны составить ПГРК "Тополь-М" и "Ярс", размещенные на шасси МЗКТ, военный эксперт Мыдхад Вильданов считает, что сохранение и наращивание сотрудничества с Беларусью в этой области стратегических вооружений представляет собой важнейшую государственную задачу для руководства России.
Одновременно он посоветовал российской стороне всерьез задуматься над развивающимся сотрудничеством Республики Беларусь и Китая в сфере передачи технологий и поставок многоосных шасси вроде бы для народнохозяйственных нужд, которые затем модернизируются в базовые шасси для мобильных ракетных комплексов.
Особую важность для России сотрудничества с Беларусью в области "оборонки" подтвердил и министр обороны РФ Анатолий Сердюков, представляя 5 октября на президиуме правительства договор о развитии военно-технического сотрудничества. В Минобороны России признают, что ухудшение отношений с Беларусью отрицательно сказывается на выполнении программ вооружения российской армии.
Как заявил К. Затулин некоторым политикам на Западе, хотелось бы включить Беларусь в зону своего влияния, но для России такой сценарий явно неприемлем. "Неразумно впускать во внутренний двор СНГ западные страны и позволять им становиться вершителями судеб на нашей территории".
Пример с непризнанием итогов выборов в Украине показал контрпродуктивность подобных действий. Ни к чему хорошему для России "оранжевая революция" не привела. Москве невыгодно входить в антилукашенковский западный фронт. По словам К. Затулина, "Президент Беларуси - это домашняя проблема Союзного государства".