Не верь надписи «буйвол» на клетке со слоном

Источник материала:  


Несколько последних дней некоторые представители экономических профессий пребывали в легкой эйфории: согласно официальному комментарию пресс-службы президента, в связи с принятием указа N484 от 23.09.2010г. «основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), ранее утвержденные совместным решением соответствующих министерств, будут носить только рекомендательный характер… при этом организации смогут самостоятельно определять методологию формирования себестоимости продукции». Вот это либерализация! Вот это по-настоящему!

Немного настораживал заголовок указа N484 - «О признании утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 5 февраля 1997г. N132»: как-то очень узко для столь судьбоносного документа. Вместе с тем цели, названные пресс-службой, не оставляли сомнений в значимости указа N484: ведь данный законодательный акт был принят для «либерализации условий осуществления экономической деятельности, упрощения ведения бухгалтерского учета, а также сближения национального законодательства с международными стандартами финансовой отчетности».

Томительное ожидание обнародования текста указа N484 завершилось 25 сентября 2010г. После ознакомления с текстом наступило некоторое отрезвление: документ лишь отменяет ранее действовавший указ N132 от 05.02.1997г. и обязывает правительство привести нормативную базу в соответствие с данными изменениями (без указания срока выполнения данного поручения).

Поспешив обратиться к тексту отменяемого 132-го указа в надежде найти в нем всему объяснение, можно обнаружить, что им в 1997г. уточнялись полномочия Совмина в части возможности определять состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в ее себестоимость, а также порядок выплаты зарплаты юридическими лицами, основанными на госсобственности. Каковы с учетом этого действительные последствия отмены указа N132?

В соответствии со ст.107 Конституции правительство обеспечивает проведение единой экономической политики, а также государственной политики в области оплаты труда. Исключительно на основании данной нормы законодательства можно сделать вывод о том, что принятые по соответствующим вопросам постановления Совмина и уполномоченных им министерств автоматически не утратят силу.

Согласно ст.ст.11, 16 закона «О Совете Министров Республики Беларусь», правительство обеспечивает проведение единой экономической политики, а также определяет размеры оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. Таким образом, полномочия правительства в соответствующих сферах основаны не только на указе N132, и его отмена не должна ничего изменить принципиально.

Однако даже в том случае, если бы в указе N484 был прямо указано, что все постановления в части отнесения на затраты отныне будут носить рекомендательный характер, действительная либерализация в сфере ценообразования и налогообложения вряд ли бы произошла.

В ст.ст.130, 131 Налогового кодекса в общем виде определены затраты, учитываемые и не учитываемые для целей налогообложения. Принимая во внимание субъективный характер определения границ между различными категориями затрат, можно предположить, что во избежание конфликтов с проверяющими субъекты хозяйствования в любом случае решили бы следовать «рекомендательным» нормам.

Наконец, и в сфере оплаты труда, и в сфере ценообразования и налогообложения действует большое количество законодательных актов (законы, указы, декреты), которые не были изменены либо отменены указом N484. Поэтому коренных изменений произойти не могло.

Безусловно, действительное значение указа N484 можно будет понять только после того, как правительство издаст дополнительные нормативные акты в его развитие. Правда, если учесть, что отмененный указ касался полномочий Совмина по отношению к госорганизациям, можно предположить, что потенциальные либерализационные изменения коснутся только соответствующих субъектов.

Однако если для госорганизаций ограничения по затратам исчезнут (или приобретут «рекомендательный характер»), а для частных сохранятся, ситуация станет абсурдной. Да и на экономическое равенство всех хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности, это будет не очень похоже.
←Белоруссия готова продать часть урожая России, заявил Лукашенко

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика