Как Беларуси спасти себя
23.09.2010 17:02
—
Новости Экономики
Планы, пятилетки... Белорусские предприятия вместо максимизации прибыли до сих пор должны обеспечивать выполнение обязательных количественных показателей. Европейские аналитики предупреждают Беларусь о необходимости смены модели жесткого государственного контроля ключевых секторов экономики.
За первые восемь месяцев текущего года показатели белорусской экономики стали одними из лучших в Европе, сообщает El País. По данным Национального статистического комитета, прирост ВВП к августу составил 6,1%, что почти в три раза выше прогнозов МВФ: эта разница вызвана неожиданным взлетом производительности в отраслях материального производства, отмечает газета.
"Как объяснить такие азиатские темпы роста? После распада СССР Беларусь сделала ставку на рыночную экономику, но на практике государство продолжает контролировать ключевые сектора и допускает иностранные инвестиции только при условии жесткого государственного контроля. Поэтому главной движущей силой роста последних лет были государственные инвестиции и доходы от экспорта - плод привилегированных торговых связей с Россией и увеличивающегося товарообмена с ЕС", - подчеркивает газета.
В то же время из-за кризиса резко снизились налоговые поступления в бюджет, что увеличило бюджетный дефицит. "Скорее всего, год завершится с дефицитом, превышающим 3%, - отмечает корреспондент Фернандо Кано. - Правительство обещает, что в 2011 году результаты будут лучше, однако аналитики предупреждают о необходимости смены модели и призывают покончить с чрезмерной зависимостью от торговых партнеров".
Напомним, что премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский уже представил Александру Лукашенко план на очередную пятилетку 2011-2015 годов, предусматривающий рост ВВП свыше 60% к текущей пятилетке, преимущественно за счет привлечения инвестиций.
Сложность, однако, заключается в том, что иностранные инвестиции необходимы экономике Беларуси, но стимулы для них отсутствуют. "До настоящего момента приток инвестиций в белорусскую экономику - меньше, чем в страны с формирующейся экономикой в регионе. Это объясняется в том числе и значительным вмешательством государства в экономику и недостаточно предсказуемым бизнес-климатом", - выразила свое мнение постоянный представитель Международного валютного фонда (МВФ) в Беларуси Наталия Колядина, передает РИА "Новости".
"Однако белорусские проблемы не ограничиваются необходимостью приведения бюджета в порядок и стимуляции инвестиций. Инфляция - еще один призрак, нависший над головами жителей бывшей советской республики, где ВВП на душу населения составляет всего 5500 долларов, а государство постоянно вынуждено бороться с ростом цен. С декабря 2009 года производственные цены растут в два раза быстрее, чем потребительские, инфляция в этом году может составить 7,3% (вдвое ниже зафиксированной в 2009 году)", - пишет El País.
Существующая в республике экономическая модель, живущая по опускаемым сверху годовым и пятилетним планам, теряет конкуренцию даже на постсоветском пространстве. В Беларуси предприятиям вне зависимости от форм собственности устанавливаются целевые показатели по выпуску продукции, занятости и зарплате, росту валового внутреннего продукта, кредитованию экономики и массе других показателей.
"В то время как в рыночной экономике целью предприятия является максимизация прибыли, белорусские предприятия должны обеспечить выполнение обязательных количественных показателей - задача, которая часто несовместима с целью максимизации прибыли", - отмечает Н.Колядина.
Локомотив белорусского ВВП - государственные программы - финансируются путем государственного вмешательства в распределение кредитных ресурсов на основе субсидированного процента.
"Почему это мешает динамичности экономики? Кредитование государственных программ вытесняет кредитование на рыночных условиях. Стимулы хозяйствующих субъектов к эффективному использованию этих ссуд ослаблены тем, что многие кредиты имеют государственные гарантии. Банки также оценивают, что связанные с этим кредитные риски минимальны. В долгосрочном плане это означает, что отдача на эти вложения будет не столь велика, как могла бы быть, если бы хозяйствующие субъекты были заинтересованы в максимизации этой отдачи. Поскольку в значительной степени присутствуют гарантии государства, это означает, что мониторинг этих рисков недостаточно тщательный", - рассказала постпред.
"Наверное, переломным был 2007 год, когда белорусской экономике нужно было адаптироваться к увеличению экспортных тарифов на энергоносители и нефтепродукты, но государственное вмешательство оставалось очень значительным. Сейчас темпы роста осуществляются через установление целевых показателей. Возникает вопрос, насколько эффективна такая экономика", - резюмировала Н.Колядина.