Беларусь продает военные самолеты. Для чего?..
Частная компания ECA Program планирует арендовать у Исландии законсервированную авиабазу в Кефлавике, закупить в Беларуси две эскадрильи Су-27 на сумму до $1,5 млрд, и использовать их для тренировок ВВС различных стран.
Речь идет о тренировках пилотов в условиях, приближенных к боевым, и на самолетах, сходных по характеристикам к состоящим на боевом вооружении России и Китая. Совладелец компании Мелвилл Катэ говорит, что в сделке заинтересованы пять стран.
Деньги на проект дали инвесторы с Ближнего Востока и из Азии, пояснил он.
Катэ подтвердил, что у компании есть соглашение с "Белтехэкспортом" на закупку 15 Су-27 и опцион еще на 18 истребителей. Если сделка состоится, она станет самой крупной в истории закупкой боевых самолетов частным покупателем и первым случаем импорта крупной серии российских самолетов в страну НАТО.
Официальные лица Исландии говорят, что правительство страны серьезно рассматривает предложение ECA и даже близко к предварительному одобрению сделки. Запланированы консультации с другими членами альянса.
Однако многое остается еще неясным. В «Белтехэкспорте» FT не подтвердили сделку, хотя до того говорили, что информированы о ней. В российском «Рособоронэкспорте» сказали, что не имеют к ней отношения. Официальные представители "Сухого" и "Рособоронэкспорта" от комментариев отказались
Но Котэ подтверждает, что российские истребители пройдут переоборудование в Беларуси, и первый самолет будет поставлен в октябре. Они не будут нести оружия на борту, а зону для тренировочных полетов вынесут из воздушного пространства Исландии.
Однако источник в "Рособоронэкспорте" сомневается в реальности этой сделки. Поддержание таких сложных и дорогих в эксплуатации машин, как Су-27, неизбежно потребует постоянной продажи запчастей из России и авторского надзора со стороны "Сухого".
Тем не менее, российской стороне невыгодно помогать подготовке пилотов против своих гораздо более выгодных клиентов, купивших у нее новые истребители Су-27/30. В такой подготовке могут быть заинтересованы, например, ВВС Пакистана (против Индии) или Тайваня (против Китая), а также ВВС США и стран НАТО против Китая, Венесуэлы или даже самой России. Кроме того, продажа Беларусью всех своих Су-27/30 (а их у нее имеется около 20 единиц) оставит ВВС этой страны без наиболее ценных самолетов.
В истории закупки истребителей советского производства для тренировки против них западных пилотов были - в середине 90-х США купили у Молдовы 21 МиГ-29, в 2000-е годы Украина продавала свои Су-27 в США для тех же целей. Более того, и сама Россия в 1990-е годы обучила двух японских летчиков пилотированию Су-27, японцам это было явно нужно чтобы познакомится с самолетом, который Россия продавала в Китай. Но сейчас Москва не только не пойдет сама на подобные сделки, но и окажет давление на те страны, которые попробуют продать еще советскую технику для таких целей, полагает источник.
Справка
Компания ECA Program (Королевство Нидерланды)
Занимается созданием баз для подготовки высокопрофессиональных летчиков в рамках международного сотрудничества. Программа ЭКА - обучение летного персонала методом тестирования программного обеспечения техники при активном сотрудничестве с правительствами и лидерами стран на коммерческой основе.
ОАО «Компания „Сухой“», ранее ГУП «АВПК „Сухой“»
Ведущая российская компания, занимающаяся разработкой, производством, маркетингом, обучением летного персонала, послепродажным обслуживанием, включая поставку запасных частей и оборудования боевых и гражданских самолетов марки "Су" и "Бе". Полное наименование — Открытое акционерное общество «Авиационная холдинговая компания „Сухой“». Компания носит имя одного из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации авиаконструктора Павла Осиповича Сухого.