Энергонезависимость - это бизнес?
30.08.2010
—
Новости Экономики
9 августа правительство постановлением N1180 утвердило Стратегию развития энергетического потенциала Беларуси на 2011-20гг., основные положения которой затрагивают экономические интересы каждого предприятия и жителя республики. Официально заявлено, что главной причиной ее разработки стали «новые экономические условия, вызванные ростом цен на энергоносители, снижение в 2009г. потребления топливно-энергетических ресурсов по сравнению с объемами, указанными в Концепции энергетической безопасности».
Причем, в отличие от Концепции энергобезопасности, в утвержденной Стратегии представлен правительственный план обеспечения энергонезависимости республики, «имеющей дефицит собственных энергоресурсов», которым страдает большинство европейских стран. Выбор сделан. Отныне Беларусь, хоть и входящая вместе с Россией в состав союзного государства, очевидно уже не рассчитывает на т.н. «равные внутрироссийские условия» приобретения энергоносителей, а декларирует программу развития и модернизации энергетики, более адекватно отражающую ее собственные природные и экономические возможности. Но самостоятельное развитие энергетического потенциала требует значительных капитальных вложений.
Общая цена вопроса составит $45,5-46,5 млрд. В т.ч. в 2011-15гг. - $23,3-23,8 млрд. и в 2016-20гг. - $22,2-22,7 млрд. Ежегодно на эти цели правительству придется изыскивать от $4,4 млрд. до $4,76 млрд. Масштаб заявленных расходов вполне сопоставим с объемом ежегодных потерь российского бюджета, вызванных отсутствием (с 1 января 2010г.) экспортной пошлины в цене нефти, поставляемой в Беларусь. В свое время российский премьер Владимир Путин оценил их в $3,5-4 млрд. Теперь Россия благополучно избавилась от нефтяных дотаций Беларуси, вынудив независимую республику осваивать нефтеносные районы в отдаленных уголках планеты. На этом правительство останавливаться не собирается, намереваясь «проработать возможности присоединения Республики Беларусь к проектам Европейского союза по диверсификации поставок энергоносителей».
Про газ разговор особый, хотя и здесь нам предстоит пережить диверсификацию на европейский манер. За поставки российского природного газа белорусское правительство тоже цепляться не собирается и впервые декларирует цель «диверсификации регионов и поставщиков природного газа», делая, главным образом, ставку на сжиженный газ. «В случае реализации проекта поставки сжиженного природного газа его объем может составить до 10 млрд. куб. м в год, что значительно снизит зависимость от поставок природного газа из России», - отмечается в Стратегии. Именно так страна собирается уполовинить свою зависимость от российского газа, который пока обходится республике не дороже сжиженного ($193 за 1 тыс. куб. м). Тем не менее возможность обустройства портового терминала в Литве (или Польше) для приема и регазификации сжиженного газа уже предусмотрена. Осталось изыскать источник инвестиций для этого проекта.
Впрочем, совсем недавно правительство республики рассчитывало совсем на другой сценарий, требуя отодвинуть сроки перехода на 100-процентную оплату российского газа с 2011г. на 2014-15гг., поскольку аналогичную отсрочку Россия ввела для внутренних потребителей. Но ситуация изменилась, а точнее испортились отношения между российским и белорусским руководством. «Это личностный конфликт, поэтому вы так его и воспринимайте», - оценил суть российско-белорусских разногласий Александр Лукашенко, встречаясь на минувшей неделе с губернатором Курской области России Александром Михайловым. После чего президент предположил, что «нашим народам будет невыгодно - это факт».
Насколько это невыгодно российскому народу, сказать трудно. Но Беларусь уже платит по счетам, поскольку, когда паны дерутся, у холопов чубы трещат. Диверсификация источников поставки энергоносителей, равно как и приведение национальной энергосистемы в соответствие с нормами и правилами рыночной экономики, обойдется белорусским потребителям очень недешево.
В Стратегии провозглашена цель - поэтапно ликвидировать к 2014г. систему «перекрестного субсидирования в тарифах на энергоносители, в т.ч. и для населения». И это, пожалуй, главное. Заканчивается эпоха безмятежного плескания жителей республики в ваннах. С душем тоже пора начать обращаться по-европейски: отключать воду, пока намыливаешься. И это не преувеличение. Правительство собирается добиться 100-процентного возмещения затрат на природный газ. В 2011г. - «для нужд пищеприготовления», а к 2013г. населению придется научиться оплачивать полную себестоимость электроэнергии. К 2014г. жители республики будут оплачивать по полным тарифам тепловую энергию, а также газ, используемый «длянужд отопления».
Правительство вынуждено пойти на эти непопулярные меры и без подсказки международных финансовых организаций, поскольку и диверсификация источников поставки углеводородов, и модернизация энергетики возможны только за счет иностранных кредитов. «Деятельность по привлечению инвестиций, в т. ч. иностранных, является одним из приоритетов в финансовом обеспечении реализации стратегии», - отмечается в Стратегии. Кто бы сомневался? За белорусские рубли передовую технологию не купишь. Между тем доля ежегодных затрат на энергообеспечение достигла 24% от ВВП, едва недотянувшего до $50 млрд. (в эквиваленте) в 2009г. Поэтому нетрудно представить, каким станет внешний госдолг, после того как Беларусь скинет путы энергозависимости. Очевидно, урегулирование «личного конфликта» обошлось бы белорусскому бюджету дешевле.