Информационный моцион
30.08.2010
—
Новости Экономики
Приметой сегодняшнего дня является появление терминов, о которых лет 10 назад знали только узкие специалисты. «Нанотехнологии», «инновации» и «информационное общество» прочно входят в лексикон не только ученых, но и госслужащих, а также простых граждан. Вот только иногда модные словечки употребляются по делу и без дела, а система ликвидации информационной безграмотности населения далека от совершенства.
Недавно правительством Беларуси утверждены Стратегия развития информационного общества в РБ на период до 2015г. и план первоочередных мер по реализации Стратегии на 2010г.
Приоритетными направлениями развития информационного общества в Стратегии определены: национальная информационно-коммуникационная инфраструктура, электронное правительство, электронное здравоохранение, электронное обучение, электронная занятость и соцзащита населения, электронная экономика, система массовых коммуникаций и электронный контент. Основные мероприятия по реализации Стратегии до 2015г. направлены на развитие инфраструктуры информационного общества и выполнение проектов, завершающихся созданием информационных ресурсов и оказанием электронных услуг. В результате будет сформирована в организационном и техническом плане госсистема оказания организациям и гражданам электронных услуг.
Например, программный комплекс по обращениям граждан «Одно окно» будет полностью внедрен в течение двух лет. С его помощью можно в автоматическом режиме, без хождения по различным инстанциям осуществить 184 административные процедуры, которые охватывают Минюст, МНС, исполкомы, Госкомимущество и МВД. Вместе с тем, как это у нас нередко бывает, система создается для граждан и юрлиц без учета мнения самих потребителей информационных услуг. Так, при Минсвязи создана межведомственная группа, которая займется разработкой госпрограммы по реализации Стратегии. В ее состав вошли представители ряда министерств и ведомств, а также IТ-разработчики. Но представители деловых кругов, общественных, негосударственных организаций как основные заказчики и потребители государственных электронных услуг в ней не представлены. Фактически гражданское общество и бизнес-сообщество отстранены от принятия решений по формированию электронного правительства. Каким быть информационному обществу, решают без самого общества.
Об эффективности общественного контроля говорит хотя бы такой факт. Стоимость годовой регистрации для электронного декларирования налогов до 1 июля т.г. составляла Br297 тыс. Если бы все субъекты хозяйствования страны внедрили новую систему, то доход от этой операции более чем в 10 раз превышал бы бюджетные расходы на госпрограмму АИС «Расчет налогов». С операциями с доходностью в 1000% можно сравнить лишь торговлю арбузами. После того как в прессе представителями бизнеса был заострен этот вопрос, стоимость первичной регистрации была снижена до Br257,83 тыс. Однако и сейчас доходы несоизмеримы с расходами.
Создавая электронное правительство и электронное здравоохранение, не следует забывать, какие слои населения будут основными потребителями этих услуг. Кто в основном оплачивает коммунальные услуги, переоформляет дачные участки, записывается в очередь к врачам? Люди старшего поколения, которые имеют недостаточную информационную грамотность. Необходимо развернуть сеть социальных центров по обучению основам знания компьютеров. IT-разработчикам следует предоставить налоговые льготы на затраты, которые те будут нести по организации соответствующих курсов, например, для пенсионеров. Более того, получение госзаказа на программное обеспечение в рамках Стратегии должно сопровождаться социальной нагрузкой в виде обязательств по организации таких курсов.
С 1 сентября вводятся ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами. Ничего плохого в том, чтобы оградить детей от просмотра порносайтов, конечно, нет. Но как на практике будет реализовываться положение о фильтрации Байнета, покажет время.
Есть и бесспорно положительные моменты: Совмин предложил внести изменения в закон «Об электросвязи» и тем самым отменить монополию РУП «Белтелеком» на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи других стран. Как следствие, в августе монополист вдвое снизил стоимость тарифа по безлимитному доступу в Интернет. За что ранее пользователи платили втридорога, осталось без объяснений. Следующим логичным шагом должны стать разукрупнение и приватизация монополиста.
Следует понимать, что информационное общество - это не только электронные услуги, но и плюралистическая система, где информация свободно циркулирует и черпается из различных, порой альтернативных источников. Есть ли осознание этого, покажет последовательность действий руководства.