Энергетика: реформа под давлением

Источник материала:  
Энергетика: реформа под давлениемПравительство намерено ликвидировать перекрестное субсидирование в тарифах на энергоносители, в том числе для населения Белорусская энергосистема должна быть реформирована в 3 этапа в течение 2010-2015 годов.
Финальным этапом реформы должны стать создание республиканского оптового рынка электроэнергии и приватизация энергоснабжающих организаций.

Эта идея заложена в Стратегии развития энергетического потенциала Беларуси на период до 2020 года, которая утверждена постановлением Совета министров № 1180 от 9 августа.

Операция в 3 этапа.

В документе пошагово расписана суть реформы в энергетической отрасли.

На первом этапе (2010-2011 годы) намечено создать госпредприятие "Высоковольтные электрические сети", которому от областных энергоснабжающих организаций передадут сетевые объекты инженерной инфраструктуры (ЛЭП напряжением 220-750 кВ, межгосударственные ЛЭП, трансформаторные подстанции и т. д.).

Созданное госпредприятие будет эксплуатировать электросети, передавать электроэнергию и осуществлять оперативно-диспетчерское управление объединенной энергосистемой.

На втором этапе (2012-2013 годы) планируется создать госпредприятие "Белгенерация" (в его состав войдут наиболее крупные электростанции), а также подготовить условия для акционирования электростанций. При этом функции Минэкономики как регулирующего органа будут расширены.

На третьем этапе (2014-2015 годы) должно быть завершено реформирование энергосистемы и создан оптовый рынок электроэнергии. В качестве продавцов электроэнергии на рынке будут выступать РУП "Белгенерация" и независимые производители электрической энергии, субъектами рынка - потребители, покупающие электроэнергию для собственных нужд и для продажи иным потребителям.

Координировать все закупки и продажу энергии и мощностей будет госпредприятие "Оператор рынка", которое также предстоит создать.

На базе энергоснабжающих организаций предстоит создать и акционировать распределительно-сбытовые организации. После этого предполагается разделить их на распределительные и сбытовые в качестве самостоятельных юридических лиц.

На финальном этапе реформирования энергосистемы намечено провести разгосударствление и приватизацию РУП "Белгенерация".

Банальные правила рынка.

Стратегия развития энергетического потенциала Беларуси содержит еще одну революционную по белорусским меркам идею - к 2014 году в стране намечено полностью ликвидировать перекрестное субсидирование в тарифах на энергоносители, в том числе для населения.

Согласно документу, уже к 2013 году планируется отменить льготные уровни тарифов на природный газ и энергию для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также довести тарифы на энергию для населения до уровня 100-процентного возмещения затрат.

При этом перекрестное субсидирование на природный газ, который используется для нужд приготовления пищи, запланировано отменить к 2011 году. В то же время сроки отмены перекрестного субсидирования на природный газ, используемый для нужд отопления, более щадящие - 2014 год.

Кроме того, больше нельзя будет перекладывать на тарифы на электроэнергию убытки от реализации тепловой энергии, как это практикуется сейчас.

Говоря о столь чувствительном для населения вопросе, как отмена перекрестного субсидирования, разработчики стратегии предусмотрели ряд обязательных для этого условий. Отмечается, что делать это надо с учетом планируемого роста реальных доходов населения и введения адресной госдотации.

Согласно документу, до создания рынка энергии тарифы на электроэнергию для всех групп потребителей будут едиными на всей территории страны. Затем тарифы на тепловую энергию, учитывая локальный характер производства и потребления, в отношении предприятий и индивидуальных предпринимателей установят для каждой области. Тарифы на энергию для населения останутся едиными по стране.

Разработчики документа правильно изложили мотивацию предстоящих реформ на энергетическом рынке: тарифы на энергию должны учитывать экономические интересы производителей и потребителей энергии и создавать стимулы для максимальной экономии энергии на всех стадиях ее производства и потребления. Это в конечном счете и будет способствовать повышению эффективности национальной экономики.

Одно вызывает сомнение: будет ли реализована на практике эта грамотно изложенная концепция реформ в энергетике? Особенно если вспомнить, что население сейчас оплачивает лишь около 30% тарифов ЖКХ, а перекрестное субсидирование, вопреки предыдущим правительственным декларациям, в последние годы не только не снизилось, а даже увеличилось.

Давно ждем.

Беларусь осталась единственной среди стран бывшего Союза, где энергетика имеет вертикально интегрированную структуру (то есть энергетическое производство не разделено по видам деятельности - производство, передача и распределение энергии).

Отечественная энергосистема включает 6 самостоятельных РУПов (по числу областей). Существуют высоковольтные электролинии между РУПами (областными объединениями) и энергосистемами сопредельных государств (России, Украины, Литвы, Польши). Управляет системой ПО "Белэнерго", которое подчинено Министерству энергетики.

Естественная монополия предприятий ПО "Белэнерго" интегрирована в энергетическую отрасль Беларуси, вследствие чего государство оставляет за собой право регулирования тарифов. Ценообразование в этой отрасли осуществляется по методу "издержки плюс". Электроэнергия отпускается потребителям страны по регулируемым, единым по областям тарифам, дифференцированным по группам потребителей.

В такой структуре отсутствуют экономические механизмы, стимулирующие снижение затрат. К тому же в условиях непредсказуемой тарифной политики отрасль становится инвестиционно непривлекательной.

По инициативе "Белэнерго" в 2003 году было подготовлено 4 варианта реструктуризации белорусской энергосистемы. Все они были нацелены на то, чтобы создать эффективную структуру, стимулирующую снижение издержек в отрасли.

Концепция реструктуризации белорусской энергосистемы должна была обсуждаться 31 декабря 2003 года на специальном совещании с участием А. Лукашенко. Однако тогда этот вопрос из обсуждения исключили, программу тихо похоронили, а на слово "приватизация" в отношении энергосистемы наложили табу.

В 2008 году правительство публично заявило, что белорусская энергосистема исчерпала возможности своего развития за счет внутренних резервов. Чтобы стимулировать приток частных инвестиций в эту отрасль, было объявлено о необходимости реформирования энергетической отрасли. Соответствующий проект концепции был подготовлен и внесен в начале 2009 года в правительство. Однако президиум Совмина отправил его на доработку, и с тех пор об этом документе ничего не слышно.

Новые, более жесткие условия импорта российских энергоносителей и перспектива лишиться льгот заставляет скептиков из правительственных и президентских структур быстрее созревать до понимания, что без реформирования у белорусской энергосистемы нет будущего.

Между тем в стране до сих пор не принят закон об электроэнергетике, который предусматривает проведение реформ и привлечение в отрасль частных инвестиций.
←Большие проблемы малых городов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика