Белорусская реклама не приемлет цензуру
Согласно последнему прогнозу международного агентства ZenithOptimedia, рекламный рынок Беларуси в этом году вырастет на 11,7%. Однако следует отметить, что в кризисном 2009 году рекламный рынок Беларуси «просел» на 21,4%.
«Рекламный рынок Беларуси пока далек от докризисного уровня. Падение рекламного рынка в 2009-м году было гораздо более существенным, чем его рост в 2010-м», — подчеркнул в интервью «Белорусским новостям» генеральный директор рекламного агентства Publicis Hepta Group Александр Василевич.
Положительное изменение по сравнению с прошлым годом состоит в том, что на рынке сегодня нет нервозности, которая была характерна для 2009 года. Начало кризиса привело к полной приостановке или задержке многих рекламных кампаний в первой половине 2009 года.
«В этом отношении все выглядит более благополучно, чем в прошлом году. Сегодня нет тех нервозных настроений, которые ощущались в первой половине прошлого года, повлекли за собой приостановку многих рекламных кампаний и привели к еще большему падению рынка», — вспоминает Александр Василевич.
Интернет-реклама в Беларуси, констатирует директор Publicis Hepta Group, растет в Беларуси более быстрыми темпами, чем другие сегменты рекламного рынка.
По прогнозу ZenithOptimedia, наибольший рост продемонстрирует в 2010 году сегмент интернет-рекламы (20,3%). В то время как затраты на радиорекламу, как ожидается, в этом году вырастут только на 11,1%.
Участники рынка объясняют более высокие темпы развития интернет-рекламы ситуацией на информационном поле Беларуси.
«Это связано с ситуацией, которая сложилась в Беларуси на информационном поле. В интернете нет цензуры, что позволяет расти количеству пользователей этого канала коммуникаций. Кроме этого, большая часть аудитории интернета имеет более высокий доход и уровень образования. Все это повышает привлекательность интернета для рекламодателей», — отмечает Александр Василевич.
По его мнению, расти будет в Беларуси и телевизионная реклама. «Мы считаем, что по темпам роста в 2010 году этот рекламный канал, возможно, будет на втором месте после интернета», — говорит Александр Василевич.
В то же время, обращает внимание эксперт, не стоит ожидать значительного роста рекламы в прессе.
«Рост в этом сегменте рынка ожидается небольшой и связано это со многими объективными факторами. Во-первых, у нас не так много качественных печатных изданий. Во-вторых, в печатные СМИ Беларуси поступает мало инвестиций. Соответственно, сегмент не развивается, развиваются только отдельные издания и это сказывается на его привлекательности в глазах рекламодателей», — констатирует Александр Василевич.
Похожая ситуация — с сегментом радиорекламы. «Требование транслировать в радиоэфире не менее 75% белорусской музыки делает радиостанции похожими и снижает привлекательность этого сегмента рекламного рынка», — полагает Александр Василевич.
По прогнозу ZenithOptimedia, в 2010 году затраты на рекламу в Беларуси составят 100,9 млн. долларов, в 2011 году — 121,6 млн. долларов, в 2012 году — 144,3 млн. долларов.
Ожидается, что затраты на телевизионную рекламу составят 59 млн. долларов, на рекламу в прессе — 16,1 млн. долларов, наружную рекламу — 12,7 млн. долларов, интернет-рекламу — 7,1 млн. долларов, рекламу на радио — 6 млн. долларов. За последние годы сегмент интернет-рекламы вырос в Беларуси многократно. Затраты на интернет-рекламу в 2004-м составляли всего лишь 400 тыс. долларов.