
В нынешнем году трижды повышались цены на нефтепродукты в Беларуси. В итоге литр бензина А-95 сегодня стоит на белорусских автозаправках 3240 рублей. В Украине, куда наша страна активно поставляет нефтепродукты, белорусский бензин A-95 стоит в рознице… на 10% дешевле.И это при том, что в Украине государство директивно не определяет стоимость нефтепродуктов, как в Беларуси. На украинском рынке нефтепродуктов присутствует бензин из разных стран, в том числе из Литвы, Румынии, Польши, Беларуси. Несмотря на жесткую конкуренцию, белорусские нефтепродукты занимают сильные позиции на украинском рынке. Доля белорусских нефтепродуктов на украинском рынке оценивается сегодня в 17,3%. Один из крупнейших импортеров нефтепродуктов, концерн «Галнафтогаз», давно поставляет на внутренний рынок белорусские нефтепродукты. На украинском рынке концерн реализует нефтепродукты через свою сеть автозаправок — ОККО. Начальник отдела по связям с общественностью концерна «Галнафтогаз»
Александр Пограничный говорит, что цены на белорусские нефтепродукты практически одинаковы со стоимостью украинских нефтепродуктов, но по качеству белорусская продукция лучше той, которую производят украинские НПЗ. «
Мы очень довольны белорусскими нефтепродуктами. Белорусское дизтопливо соответствует стандарту Евро-4, а белорусский бензин А-92 по октановому числу превосходит аналогичный украинский», — сообщил «
Белорусским новостям» Александр Пограничный. В сети автозаправок ОККО белорусское дизтопливо стоит 6,95 гривны, бензин А-92 — 7,40 гривны. Белорусский бензин А-95 в украинской рознице стоит в районе 7,70 гривны. В мелком опте цена литра белорусского (мозырского) бензина А-95 — 6,55 гривны, А-92 — 6,40 гривны. В пересчете на белорусские деньги получается, что белорусское дизтопливо в украинской рознице стоит почти как в Беларуси, а вот мозырский бензин на украинских автозаправках стоит даже дешевле, чем на белорусских АЗС. Если на белорусских автозаправках литр бензина А-95 стоит 3240 рублей, то в Украине — 2900 рублей. Бензин А-92 белорусские потребители покупают за 2870 рублей, а на автозаправках концерна «Галнафтогаз» он стоит в пересчете на белорусские — 2790 рублей. Любопытная деталь. В Украине цены на нефтепродукты не регулируются государством. Ценообразование на рынке нефтепродуктов отдано на откуп компаниям, которые занимаются реализацией топлива. В Беларуси все иначе — розничные цены на нефтепродукты определяются государством. Сегодняшние украинские реалии показывают, что в условиях рынка белорусские нефтепродукты обходятся потребителю дешевле. А в условиях госрегулирования, которое есть в Беларуси, дороже. Неудивительно поэтому, что белорусские цены
вызывают протест у автовладельцев. Директор консалтинговой компании «А-95»
Сергей Куюн говорит, что в условиях рынка, который сложился в Украине, белорусским производителям сложно продавать свои нефтепродукты дороже. «
Украинский рынок диверсифицирован — нефтепродукты сюда поступают из Литвы, Польши, Казахстана, России. Никого здесь не интересует, какие затраты несет Беларусь, закупая нефть в Венесуэле. Для украинского рынка, как и для любого другого, имеют значение ценовые и качественные параметры продукции. Белорусские производители это понимают и поставляют продукцию в соответствии с той ценой, которую может принять украинский рынок», — подчеркнул Сергей Куюн в интервью «
Белорусским новостям». Перспективы белорусских нефтепродуктов на украинском рынке неоднозначны. Украинские нефтепереработчики, говорит Сергей Куюн, обвиняют белорусских производителей нефтепродуктов в демпинге и предлагают ввести пошлины на импортируемое топливо. «
С одной стороны, качество белорусского топлива выше украинского. Это касается и бензинов, и дизельного топлива. С другой — Минтопэнерго Украины вынашивает сегодня планы введения импортной пошлины на топливо. В случае введения такой пошлины поставки импортных нефтепродуктов, в том числе белорусских, будут поставлены под угрозу», — прогнозирует Сергей Куюн.