ПИИ-дефицит

Источник материала:  


7 июля Всемирный банк опубликовал 200 страниц дельных советов в рамках нового доклада «Инвестиции без границ 2010» (Investing Across Borders). «Чрезмерные ограничения и устаревшие законы являются препятствием для прямых иностранных инвестиций. Их плохое исполнение создает дополнительные расходы на инвестиции» - один из выводов, сделанный на основе опроса 2350 экспертов в 87 странах.

Из экономического кризиса без прямых иностранных инвестиций (ПИИ) выходить проблематично - именно они дают новый стабильный капитал, внедряют современные технологии и методы управления, насыщают конкурентное поле и создают рабочие места. Социальные преимущества иностранных инвестиций тоже очевидны: снижение цен, расширение ассортимента товаров и услуг, повышение их качества.

Авторы доклада установили четкую взаимосвязь: страны, которые имеют хорошие оценки по критериям привлекательности для иностранных инвестиций (таким, как отраслевые ограничения на владение акциями иностранцами, создание иностранной компании, доступ к промышленной земле и режимы коммерческого арбитража), привлекают больше ПИИ.

В отличие от других исследований, используемая методология не учитывает, допустим, уровень безопасности, макроэкономическую стабильность, емкость и потенциал рынка, коррупцию, уровень квалификации и качество инфраструктуры (авторы исследования предупреждают: данные, которые положены в основу исследования, не получены в результате репрезентативного опроса юристов и консультантов, они описывают только те инвестиционные проекты, которые реализуются в самом большом городе страны (в нашем случае - Минске); авторы доклада также предупреждают: их выводы важно дополнять другими исследованиями, чтобы получить всестороннюю картину инвестиционного климата).

ГОСТЕПРИИМСТВО В ЗАКОНЕ

СПРАВКА «БелГазеты».
В 1970г. объем ПИИ был всего $13,3 млрд. В 2007г. превысил $1,9 трлн. Экономический кризис уменьшил объем ПИИ почти на 40%, а в развивающихся странах - на 35%. Пострадали все страны, сектора и формы инвестиций. В такой ситуации исключительно важно реформировать законодательство, чтобы ПИИ не обошли страну стороной. А Беларусь и вовсе не может себе позволить вводить повышенные требования к иностранных инвесторам, потому что рискует вообще остаться без них.



Сегодня в глобальной производственной сети работают 80 тыс. транснациональных корпораций с 800 тыс. иностранных филиалов, в которых задействованы миллионы работников. Осуществляется трансферт технологий, повышается качество человеческого капитала, улучшается состояние бюджета страны, и соответственно, расширяются социальные возможности государства. Кроме того, иностранные инвестиции помогают разбить национальные монополии и опасные для потребителей номенклатурные олигополии. Задача привлечения хотя бы 100 крупных ТНК в Беларуси не является неразрешимой, и именно на них, а не на правительства Ирана, Венесуэлы или Ливии, должна быть нацелена дипломатическая мощь белорусского правительства.

Иностранное владение активами вероятнее всего в строительном секторе, туризме и розничной торговле (98,1 пункта из 100, где «100» - предприятия в данном секторе в полной собственности иностранцев). В легпроме этот показатель составляет 96,6 пункта, в сельском хозяйстве - 95,9, добывающей промышленности - 92, страховании - 91,2. Менее всего вероятны иностранные инвестиции в медийный сектор - 68 пунктов из 100 возможных, а также в транспорт (78,5) и энергетику (87,6).

Чем больше земли находится в частной собственности, тем динамичнее работают инвестиции. Процесс заключения сделки по аренде частной земли у нас занимает в среднем два месяца, государственной - почти пять. В Армении или Южной Корее договориться об аренде частной земли под промышленный проект можно за две недели. Время арбитража в национальных судах также разное. Средняя продолжительность процедуры разрешения спора в развитых странах ОЭСР - 118 дней, в Восточной Европе и Центральной Азии она занимает 123 дня, а в Южной Азии - 388 дня. По мнению Всемирного банка, «страны склонны привлекать больше ПИИ, если они разрешают иностранную собственность как можно в большем числе секторов экономики, имеют легкую процедуру вхождения на рынок и процедуры коммерческого арбитража, позволяют приобретать землю и защищают его интересы».

ЗАБОРЫ И ШЛАГБАУМЫПОД СНОС

Большинство стран сами возводят ограничения на ПИИ, полагают эксперты. Например, в 20% исследуемых существует процедура одобрения правительством иностранных инвестиций в легпром до начала проекта. Ее прохождение удлиняет вход на рынок в среднем на один месяц, а в отдельных странах - до шести. Почти 90% стран имеют разного рода ограничения для иностранного капитала в отдельные сектора экономики. Это в первую очередь СМИ, транспорт и энергетика. Что касается международного коммерческого арбитража, то около 10% стран не имеют законодательства, которое бы его вводило; 255 стран не ратифицировали Нью-Йоркскую конвенцию Международного центра разрешения инвестиционных споров(ICSID Convention).

В странах Восточной Европы и Центральной Азии нет необходимости одобрения иностранных проектов, в то время как в Восточной Азии этой нормой грешит всякое второе государство.

В большинстве из 87 стран процедуры регистрации иностранной компании длятся дольше, чем местной (оперативнее всего зарегистрировать иностранную компанию можно в Грузии). Чаще всего дополнительной процедурой является предоставление одобрения или декларации (в 48% стран). Только в 18% стран предусмотрена электронная регистрация компаний.

В 25% из обследуемых стран иностранным компаниям запрещено владеть землей. Более чем в половине стран иностранцам запрещено использовать арендованную землю в качестве залога. Более 2/3 стран имеют процедуру дополнительного одобрения аренды государственной земли иностранцами.

Половина из 87 стран разделяют внутренний и международный арбитраж. В Чехии и Мексике арбитражные процедуры можно проводить в режиме онлайн. В большинстве стран Латинской Америки иностранные юристы не могут представлять своих клиентов в арбитражных процедурах, если они не являются членами местных юридических ассоциаций.

040080241bg27(750)-ec.mht

Де-юре в Беларуси инвестиционный климат вполне сопоставим по качеству со многими успешными азиатскими и европейскими странами, но де-факто мы крайне негостеприимны к ПИИ. Формально частная собственность на землю есть, но реализовать ее крайне проблематично. По закону иностранцы имеют право покупать активы практически во всех секторах белорусской экономики, но на деле в Беларуси ничего не продается. Создание же проекта с нуля, особенно в промышленности, может растянуться на годы. Инвестиционный, гражданский и другие кодексы у нас писать научились, а вот с созданием полноценной частной экономики явно запоздали. Постичь комплексность рыночных реформ властям пока не под силу, поэтому даже при высоких оценках за качественную процедуру регистрации и наличии арбитража прямых иностранных инвестиций в Беларуси остро не хватает.
←"Звезды" зажглись и погасли над неосвоенными месторождениями

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика