На украинский рынок идет белорусское топливо
12.07.2010
—
Новости Экономики
Украинское и белорусское правительства намерены подписать соглашение о сотрудничестве в сфере транспортировки нефти через территорию Украины в Беларусь.Об этом сообщила пресс-служба Минтопэнерго Украины. Минск, 2 месяца получающий венесуэльскую нефть по украинской территории, продемонстрирует энергетическую независимость от Москвы, отмечают эксперты. Александр Лукашенко еще весной договорился с Уго Чавесом о поставках нефти в одесский порт "Южный". Украинская власть дала добро на дальнейшую транспортировку нефти на белорусские заводы по железной дороге.
В тот момент эксперты скептически оценивали попытку белорусского лидера диверсифицировать поставку сырья, чтобы таким образом выразить протест против действий России. Как известно, в начале года российская сторона настояла на внесении изменений в документы о поставках нефти в Беларусь: прежний беспошлинный режим действует только в отношении 6,3 млн. тонн нефти, необходимой для обеспечения внутренних потребностей союзника. Белорусские чиновники оценили новые правила примерно в 2 млрд. долл. дополнительных расходов для своего государства. По официальным данным, импортные поставки российской нефти в Беларусь в первом квартале сократились на 43%.
Хотя Минск утверждает, что поставки нефти из Южной Америки рентабельнее российских поставок, но финансовые параметры сделки Лукашенко и Чавеса засекречены. Правда, первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко ранее заявил, что переработка высококачественной легкой нефти сорта "Санта-Барбара" на Мозырском НПЗ позволяет белорусской стороне выиграть свыше 60 долл. дополнительной прибыли на одной тонне в сравнении с переработкой российской нефти. Смысл нового белорусско-украинского соглашения заключается не только в закреплении долгосрочного сотрудничества, но и в оптимизации маршрута поставки. Речь идет о возможном сокращении железнодорожного отрезка транспортировки за счет поставки нефти из Одессы в Кременчуг по нефтепроводу. Впрочем, эксперты сомневаются, что это принципиально повлияет на стоимость транзита.
По данным украинских источников, известно только, что тариф на транспортировку нефти был установлен на уровне российского - 0,27 долл. за 10 тонно-километров. При этом до последнего времени продолжались переговоры, на которых Минск настаивал на снижении тарифа, а Киев пытался обосновать его повышение. В таком режиме в Одессе к настоящему времени было принято и разгружено три танкера по 80 тыс. тонн нефти каждый. Предполагалось, что до конца года Беларусь получит в общей сложности 4 млн. тонн венесуэльской нефти, а в следующем году поставки выйдут на уровень 10 млн. тонн.
Такой объем позволил бы Киеву изменить способ транспортировки, значительно удешевив его, считают чиновники в Минтопэнерго. Они отмечают, что при наличии гарантий длительных и стабильных поставок не менее 10 млн. тонн нефти в год украинская сторона могла бы подключить к проекту нефтепровод Одесса-Броды. Правда, для поставки на белорусский НПЗ потребовалось бы достроить ветку этого нефтепровода, однако чиновники уверены, что необходимые затраты быстро бы окупились. Недавно замминистра топлива и энергетики Украины Игорь Кирюшин, комментируя ситуацию, подтвердил гипотетическую возможность задействования нефтепровода Одесса-Броды в белорусско-венесуэльском проекте, однако он отметил, что это можно будет сделать не ранее чем через два года.
Дело в том, что сейчас нефтепровод используется российскими компаниями для транспортировки нефти в направлении, противоположном проектному, из Западной Украины в Одессу. Хотя в 2004 году соответствующий контракт был подписан на 15 лет, но стороны ежегодно спорят и по поводу объемов транспортировки, и относительно тарифов. Пару лет назад президент Ющенко поставил перед правительством задачу с 2010 года обеспечить проектное направление эксплуатации нефтепровода, однако эти планы провалились. Экс-премьер Юлия Тимошенко поясняла, что выполнить поручение президента невозможно, не располагая контрактами как с поставщиками, так и с европейскими потребителями нефти. Теоретически договоренности Чавеса и Лукашенко позволяют решить эту проблему. Однако отраслевой эксперт Сергей Куюн, отмечая значительную политическую окрашенность этих соглашений и непрогнозируемость развития ситуации, сомневается в долгосрочности белорусско-венесуэльского нефтяного сотрудничества.
Говоря о совершенно засекреченном украинско-белорусском соглашении, которое должно быть подписано сегодня-завтра, украинские аналитики допускают, что Киев таким образом пытается давить на Москву. Ведь украинский премьер Николай Азаров предполагал договориться с Владимиром Путиным о повышении тарифа на транспортировку российской нефти по территории Украины еще на переговорах 28 июня. Но по итогам встречи премьеров этот вопрос вовсе не освещался. Зато глава Минэнерго РФ Сергей Шматко намекнул, что украинский маршрут становится все менее привлекательным из-за невыгодных тарифов. "Мы обратили внимание украинской стороны, что для того, чтобы гарантировать заполнение трубы, нужно сделать привлекательными и конкурентными условия (транзита нефти. - "НГ") по сравнению с другими направлениями. Украинская сторона размышляет по этому поводу", - коротко разъяснил ситуацию Шматко. Из источников, близких к переговорам, известно, что российская сторона добивается снижения украинского тарифа примерно на 30%.
В результате, по данным украинских источников, нефтеперерабатывающие мощности шести НПЗ страны задействованы не более чем на 20%, а нефтетранспортные маршруты загружены на 35%. Пока российские владельцы украинских НПЗ ожидают политического решения тарифных проблем, белорусы пытаются завоевать украинский рынок нефтепродуктов, отмечают эксперты. Недавно стало известно, что Минск договорился с Киевом о создании белорусской сети АЗС. Проект будет в ближайшее время реализован компанией "Белоруснефть". В конце июня в Украине была зарегистрирована дочерняя структура этой компании, в задачи которой входит увеличение объемов поставок нефтепродуктов. В прошлом году, по данным открытых источников, белорусские поставки бензина составили около 17% импортных поставок на украинский рынок. В целом доля импорта на рынке нефтепродуктов увеличилась до 50%.
В тот момент эксперты скептически оценивали попытку белорусского лидера диверсифицировать поставку сырья, чтобы таким образом выразить протест против действий России. Как известно, в начале года российская сторона настояла на внесении изменений в документы о поставках нефти в Беларусь: прежний беспошлинный режим действует только в отношении 6,3 млн. тонн нефти, необходимой для обеспечения внутренних потребностей союзника. Белорусские чиновники оценили новые правила примерно в 2 млрд. долл. дополнительных расходов для своего государства. По официальным данным, импортные поставки российской нефти в Беларусь в первом квартале сократились на 43%.
Хотя Минск утверждает, что поставки нефти из Южной Америки рентабельнее российских поставок, но финансовые параметры сделки Лукашенко и Чавеса засекречены. Правда, первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко ранее заявил, что переработка высококачественной легкой нефти сорта "Санта-Барбара" на Мозырском НПЗ позволяет белорусской стороне выиграть свыше 60 долл. дополнительной прибыли на одной тонне в сравнении с переработкой российской нефти. Смысл нового белорусско-украинского соглашения заключается не только в закреплении долгосрочного сотрудничества, но и в оптимизации маршрута поставки. Речь идет о возможном сокращении железнодорожного отрезка транспортировки за счет поставки нефти из Одессы в Кременчуг по нефтепроводу. Впрочем, эксперты сомневаются, что это принципиально повлияет на стоимость транзита.
По данным украинских источников, известно только, что тариф на транспортировку нефти был установлен на уровне российского - 0,27 долл. за 10 тонно-километров. При этом до последнего времени продолжались переговоры, на которых Минск настаивал на снижении тарифа, а Киев пытался обосновать его повышение. В таком режиме в Одессе к настоящему времени было принято и разгружено три танкера по 80 тыс. тонн нефти каждый. Предполагалось, что до конца года Беларусь получит в общей сложности 4 млн. тонн венесуэльской нефти, а в следующем году поставки выйдут на уровень 10 млн. тонн.
Такой объем позволил бы Киеву изменить способ транспортировки, значительно удешевив его, считают чиновники в Минтопэнерго. Они отмечают, что при наличии гарантий длительных и стабильных поставок не менее 10 млн. тонн нефти в год украинская сторона могла бы подключить к проекту нефтепровод Одесса-Броды. Правда, для поставки на белорусский НПЗ потребовалось бы достроить ветку этого нефтепровода, однако чиновники уверены, что необходимые затраты быстро бы окупились. Недавно замминистра топлива и энергетики Украины Игорь Кирюшин, комментируя ситуацию, подтвердил гипотетическую возможность задействования нефтепровода Одесса-Броды в белорусско-венесуэльском проекте, однако он отметил, что это можно будет сделать не ранее чем через два года.
Дело в том, что сейчас нефтепровод используется российскими компаниями для транспортировки нефти в направлении, противоположном проектному, из Западной Украины в Одессу. Хотя в 2004 году соответствующий контракт был подписан на 15 лет, но стороны ежегодно спорят и по поводу объемов транспортировки, и относительно тарифов. Пару лет назад президент Ющенко поставил перед правительством задачу с 2010 года обеспечить проектное направление эксплуатации нефтепровода, однако эти планы провалились. Экс-премьер Юлия Тимошенко поясняла, что выполнить поручение президента невозможно, не располагая контрактами как с поставщиками, так и с европейскими потребителями нефти. Теоретически договоренности Чавеса и Лукашенко позволяют решить эту проблему. Однако отраслевой эксперт Сергей Куюн, отмечая значительную политическую окрашенность этих соглашений и непрогнозируемость развития ситуации, сомневается в долгосрочности белорусско-венесуэльского нефтяного сотрудничества.
Говоря о совершенно засекреченном украинско-белорусском соглашении, которое должно быть подписано сегодня-завтра, украинские аналитики допускают, что Киев таким образом пытается давить на Москву. Ведь украинский премьер Николай Азаров предполагал договориться с Владимиром Путиным о повышении тарифа на транспортировку российской нефти по территории Украины еще на переговорах 28 июня. Но по итогам встречи премьеров этот вопрос вовсе не освещался. Зато глава Минэнерго РФ Сергей Шматко намекнул, что украинский маршрут становится все менее привлекательным из-за невыгодных тарифов. "Мы обратили внимание украинской стороны, что для того, чтобы гарантировать заполнение трубы, нужно сделать привлекательными и конкурентными условия (транзита нефти. - "НГ") по сравнению с другими направлениями. Украинская сторона размышляет по этому поводу", - коротко разъяснил ситуацию Шматко. Из источников, близких к переговорам, известно, что российская сторона добивается снижения украинского тарифа примерно на 30%.
В результате, по данным украинских источников, нефтеперерабатывающие мощности шести НПЗ страны задействованы не более чем на 20%, а нефтетранспортные маршруты загружены на 35%. Пока российские владельцы украинских НПЗ ожидают политического решения тарифных проблем, белорусы пытаются завоевать украинский рынок нефтепродуктов, отмечают эксперты. Недавно стало известно, что Минск договорился с Киевом о создании белорусской сети АЗС. Проект будет в ближайшее время реализован компанией "Белоруснефть". В конце июня в Украине была зарегистрирована дочерняя структура этой компании, в задачи которой входит увеличение объемов поставок нефтепродуктов. В прошлом году, по данным открытых источников, белорусские поставки бензина составили около 17% импортных поставок на украинский рынок. В целом доля импорта на рынке нефтепродуктов увеличилась до 50%.
Крынiца: "Независимая Газета"