Возьмём «Газпром» на иСПуГ

Источник материала:  
12.07.2010 07:03 — Новости Экономики

Беларусь построит терминал по приёму сжиженного газа.

Главный урок, который власти Беларуси вынесли из скоротечной «газовой войны» с «Газпромом», - необходимость диверсифицировать поставки в страну не только нефти, но и газа. Выступая 30 июня перед парламентариями, первый вице-премьер Владимир Семашко сообщил, что руководством страны принято решение о строительстве в одной из соседних стран терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ). «Когда «Газпром» делает неосторожные движения - это заставляет и Европу, и всех остальных думать о диверсификации», - пояснил вице-премьер.
 
Одним из наиболее вероятных партнеров Беларуси в деле строительства терминала СПГ остается Литва. Эта страна уже много лет прорабатывает возможность строительства такого объекта в Клайпеде. Прежде литовские власти предполагали привлечь средства частных инвесторов или, если таковых не найдется, выделить бюджетные ассигнования. Теперь в финансировании строительства может принять участие и Беларусь.
 
С учетом небольших потребностей Литвы в природном газе (в 2007г. годовое потребление газа Литвой составило 3,6 млрд. куб. м, в кризисных 2008г. и 2009г. - соответственно 3,2 и 2,7 млрд. куб. м) пропускная способность терминала должна была составить 1,5-2 млрд. куб. м в год. Стоимость строительства в начале этого года оценивалась экспертами в 620-670 млн. евро. Однако очевидно, что для поставки в Беларусь через Литву хоть сколько-нибудь значительных объемов газа, которые позволят серьезно диверсифицировать импорт, ни мощностей, ни объема инвестиций, первоначально заявленных Литвой, не хватит.
 
Тем не менее 28 июня премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский заявил журналистам, что проект является окупаемым и очень эффективным. Кроме того, по словам премьера, его можно реализовать в короткие сроки. Из Клайпеды в Беларусь газ будет поставляться по магистральному трубопроводу протяженностью около 285 км. Впрочем, не исключено, что страна будет работать по схеме газового свопа.
 
Главным аргументом в пользу участия в строительстве СПГ является относительно невысокая стоимость этого энергоресурса. Сейчас цена СПГ на европейских спотовых рынках составляет примерно $150 за 1 тыс. куб. м, в то время как во II квартале 2010г. Беларусь покупала российский газ по льготной цене в $184,8, а среднегодовая цена в 2010г. может составить $187. Для Европы же, которая покупает российский газ значительно дороже (ценник на российский газ на границе Германии в марте 2010г. составил около $275), СПГ является хорошей альтернативой трубопроводному газу. А потому доля СПГ в общем объеме поставок природного газа в мире постоянно растет.
 
Впрочем, как будет вести себя цена на СПГ в долгосрочной перспективе (сроки реализации проекта по строительству терминала составляют, по разным оценкам, от 2 до 4 лет), прогнозировать сложно. Например, во II полугодии 2005г. спотовая цена СПГ достигала $500 за 1 тыс. куб. м, что примерно вдвое превышало ценник на российский трубопроводный газ для Европы, в середине 2008г. - $450 (цена российского газа тогда превышала $500).
 
О том, целесообразно ли Беларуси участвовать в строительстве терминала СПГ, корреспондент «БелГазеты» беседовала со старшим экспертом Института энергетики и финансов (РФ) Сергеем АГИБАЛОВЫМ.
 
- Как Беларусь сможет использовать сжиженный газ?
 
- Здесь следует различать два понятия: сжиженный газ и СПГ. В первом случае речь идет о пропане и бутане. Такой газ получают при переработке нефти. Он дорогой, и область его применения пока весьма ограниченна. Что же касается СПГ, о котором идет речь, то он в сжиженном виде не используется. Собственно, поэтому и необходимо построить терминал по регазификации.
 
- Во что может обойтись его строительство?
 
- Стоимость зависит от мощности терминала. В СМИ нигде не указывается предполагаемая мощность будущего завода по регазификации СПГ. Совокупно Беларусь и Литва потребляют около 22,5 млрд. куб. м газа в год, хотя в кризисный 2009г. потребление в обеих странах существенно сократилось. Соседние Латвия и Эстония потребляют еще меньше, чем Литва. Соответственно, максимальная мощность точно не превысит 20 млрд. куб. м газа в год. Но думаю, в данном случае речь идет скорее о частичном сокращении зависимости от поставок из России. Тогда мощность завода можно оценивать, к примеру, вполовину текущего потребления - около 10 млрд. куб. м газа в год (7,4 млн. т СПГ). По аналогии с другими регазификационными терминалами можно предположить, что строительство терминала такой мощности будет стоить около $1,5-2 млрд. Например, строительство польского терминала мощностью 5 млрд. куб. м обойдется в 600-700 млн. евро.
 
- В Беларуси предполагают, что газ придет в страну из Литвы по магистральному трубопроводу протяженностью 285 км. Его придется построить или можно использовать уже существующую инфраструктуру?
 
- Вильнюс и Минск соединены магистральным газопроводом диаметром 1200 мм. Возможно, в случае реализации проекта его предполагается использовать в реверсном направлении. Но это ставит вопрос о газо- снабжении Калининграда, которое как раз частично осуществляется по этому газопроводу. На территории Литвы других магистральных газопроводов нет, а реализация проекта сколько-нибудь крупного СПГ-терминала явно потребует их прокладки.
 
Оценка протяженности трубопровода в 285 км кажется заниженной. Даже кратчайшее расстояние - по прямой - между Клайпедой и Вильнюсом превышает 290 км, а прокладка нового газопровода потребует определенного маршрута, по подходящей местности и с обходом препятствий.
 
Действующие ныне газопроводы на территории Литвы от Клайпеды до Вильнюса проходят мимо крупных городов - Шауляя и Паневежиса, что удлиняет маршрут более чем до 340 км.
 
Стоимость строительства магистрального газопровода составляет около $1-2 млн. за 1 км. Соответственно, инвестиции лишь в трубопроводную инфраструктуру потребуют более $300 млн.
 
Отдельная существенная сложность - это то, что вся белорусская система газоснабжения ориентирована на потоки в направлении из России в сторону Украины и Польши. Чем большие объемы газа гипотетически будут поступать из Литвы, тем кардинальнее надо будет менять систему поставок газа внутри страны - реверс газопроводов и т.д. Это, естественно, повлечет дополнительные затраты.
 
- Высокая стоимость стала причиной того, что Литва, которая давно обсуждает проект, пока не приступила к строительству?
 
- Это обычное дело со многими крупными проектами. Их реализация требует сложных и длительных процедур согласования, необходимо привлекать заемные средства в крупных объемах. Например, проект терминала Shannon LNG в Ирландии обсуждается с середины 2000-х гг. А воз и ныне там.
 
- Если Литва и Беларусь построят терминал, откуда они смогут импортировать СПГ?
 
- Из любой страны, которая поставляет СПГ, например из Норвегии. Теоретически мог бы возникнуть вопрос с проходом танкерами датских проливов - там есть определенные ограничения по тоннажу судов. Но поскольку объемы потребления газа Беларусью и Литвой относительно невелики, то больших танкеров и не понадобится. Поскольку СПГ из разных мест может различаться по качеству, терминал по приему СПГ ориентирован на какой-то конкретный газ. Поэтому к моменту начала строительства стороны уже должны определиться с экспортером СПГ.
 
- Как может быть реализован вариант газового свопа?
 
- Скорее всего, речь идет о том, что поставки в Калининград и страны Балтии будут осуществляться за счет СПГ, в обмен на часть поставок российского газа в Беларусь.
 
- Будет ли строительство терминала СПГ экономически целесообразно, учитывая растущую цену на российский газ для Беларуси?
 
- Текущая цена для Беларуси более чем умеренная. СПГ для Японии из Индонезии дороже. Спотовые цены на СПГ в Англии в 2009г. были немного ниже, но потом опять возросли. Спотовые цены на СПГ подвержены серьезным колебаниям и могут быть как низкими, так очень высокими, как это было до 2005г. и в отдельные месяцы 2008г.
 
Беларусь может потратить существенные ресурсы на строительство СПГ-инфраструктуры, при этом не получив никакого ценового выигрыша.
 
Если Беларуси нужна большая независимость от поставок из России, что является политическим вопросом, то в этом смысле вложения в СПГ будет оправданны. Хотя в экономическом плане это, на мой взгляд, лишь пустые затраты.
 
 
СПРАВКА. Сергей Агибалов родился в 1981г. Окончил геологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «геофизика» и Московскую школу экономики МГУ с присвоением степени магистра экономики. В 2001г. в Тунисе проходил стажировку в нефтесервисной компании Schlumberger. В 2003г. стажировался в Бременском Университете на факультете наук о Земле. Работал в учебно-научном центре ЮНЕСКО по морской геологии и геофизике в МГУ и принимал участие в исследованиях в области газовых гидратов, затем в нефтесервисной компании «ДЕКО-Геофизика». С июля 2006г. работает в Институте энергетики и финансов (РФ), занимает должность старшего эксперта.

←Представитель Россельхознадзора: Может возникнуть соблазн сделать из Беларуси центр реэкспорта

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика