Нацбанк признался
Нацбанк признал ошибочность государственной политики в банковской сфере.
Национальный банк в докладе «Финансовая стабильность в Республике Беларусь в 2009 году» подвел итоги развития отечественной экономики и финансовой системы. Представленный анализ достаточно качественен, местами даже неожиданно откровенен. Проблемы описаны рельефно, что радует, но вместе с тем вызывает опасения как за судьбу экономики страны, так и за карьеры авторов этого документа.
В 2009 году на преодоление кризиса белорусские власти бросили огромные ресурсы. На фоне падения внешнего спроса правительство решилось на беспрецедентную накачку экономики внешними и внутренними кредитами.
Несмотря на это, «несбалансированность внешнеторговых операций сохранилась, что во многом стало результатом продолжающегося опережающего роста внутренних расходов по сравнению с ростом производства и недостаточной эффективности экономики», констатируют авторы доклада.
Частные инвесторы в страну не шли, поэтому весь груз получения внешних кредитов пришелся на органы госуправления и денежно-кредитного регулирования. Эти ресурсы направлялись на финансирование инвестиционных проектов преимущественно госпредприятий. В результате объем долгов резко увеличился, а качества в экономике больше не стало - ни в банках, ни в реальном секторе.
Поскольку внешний спрос стагнировал, предприятия сокращали объемы продаж, прибыли и рентабельность. Зато росли убытки и неликвиды.
Рекапитализация крупнейших банков в конце 2008 года оказала только краткосрочный положительный эффект на состояние банковского сектора, а «общий уровень его подверженности рискам неуклонно возрастал… И даже после оказанной государством в декабре 2009 года поддержки по восстановлению рублевой ликвидности общий уровень подверженности банковского сектора рискам на 1 января 2010 года оказался сопоставимым с его значениями в начале декабря 2008 года».
Это очень серьезный вывод Национального банка. Да, деньги в экономику страны шли, и большие. Но банки все равно работали на грани фола, а предприятия реального сектора не вышли на траекторию устойчивого развития.
Внешняя несбалансированность не только сохранилась, но даже увеличилась до уровня, «представляющего угрозу макроэкономической и финансовой стабильности». Уязвимость экономики усилилась. Риски стали еще более реальными, а возможность пережить безболезненно внешние шоки снизилась. При этом Нацбанк оценил намеченные и проводимые структурные реформы как недостаточные. Это упрек Совету министров.
Вопреки оптимистическим прогнозам МВФ середины 2009 года сальдо внешней торговли по его итогам составило минус $7 млрд. (14,3% ВВП), что на 11,8% больше, чем в 2008 году. Дефицит текущего счета платежного баланса составил $6,4 млрд., или 13,1% ВВП. Это на 21,7% больше, чем в 2008 году.
«Нарастание внешнеторгового дефицита, наблюдающееся с 2006 года, достигло уровня, создающего значительные риски для финансирования несбалансированности внешней торговли и, как следствие, для обеспечения стабильности обменного курса белорусского рубля», - отмечается в докладе.
Сам Нацбанк признает наличие высоких рисков девальвации белорусского рубля. В 2009 году дефицит счета текущих операций был профинансирован за счет притока капитала и финансовых ресурсов в объеме 8,3 млрд. долларов, что в 1,9 раза больше, чем в 2008 году. При этом исключительное финансирование составило 51,9% чистого притока капитала, или 4,3 млрд. долларов. Эти деньги были вброшены «для обеспечения покрытия разрыва финансирования, сложившегося в результате ухудшения платежного баланса и сокращения международных резервных активов».
Чистое привлечение коммерческих кредитов в 2009 году составило 656,6 млн. долларов, что в 1,8 раза больше, чем в 2008 году. 83,8% инвестиций в акционерный капитал (общий объем - 1,4 млрд. долларов) были обеспечены за счет продажи акций «Белтрансгаза» и инвестиций в акционерный капитал банков.
Безудержное заимствование привело к увеличению совокупного внешнего долга на 45,4% - до 22 млрд. долларов (45% ВВП). Долг органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования составил 39,9% общего объема задолженности.
Резюме авторов доклада неутешительно: «Интенсивный рост уровня внешнего долга в условиях высокого дефицита внешней торговли повышает уязвимость экономики и представляет значительный риск с точки зрения внешней стабильности и платежеспособности вследствие значительного роста расходов на его обслуживание в дальнейшем».
Нацбанк предупреждает о накоплении финансовых и структурных проблем в будущем. Авторы документа весьма критично оценивают практику доведения высоких показателей роста.
В документе признается, что в финансовом секторе Беларуси в 2009 году не произошло существенных институциональных изменений. Его совокупные активы составили 55,75% ВВП (в 2008 году - 41,41%), из них 96,8% пришлось на долю банков.
После продажи БПС-банка доля нерезидентов в совокупном уставном фонде банковского сектора увеличилась с 17% до 27,3%. Число банков, контролируемых иностранным капиталом, выросло с 20 до 23. Одновременно доля государства в банковском секторе снизилась с 80,5% до 70%.
В начале 2010 года на долю пяти крупнейших банков страны приходилось 84% активов и 76,9% капитала банковского сектора (в начале 2008 года - 85,1% и 82,2% соответственно).
Правительство не сумело заблокировать негативное влияние кризиса на финансовую систему. В 2009 году проблемные активы прирастали гораздо быстрее активов, подверженных кредитному риску. «Объем проблемной задолженности банков в 2009 году увеличился в 3,5 раза, или на 2,14 трлн. белорусских рублей, что более чем в 9,5 раза превысило ее прирост в 2008 году». После изменения методики расчета реального объема проблемных активов этот показатель сразу увеличился на 1,54 трлн. белорусских рублей.
К началу 2010 года объем проблемных активов банковского сектора достиг 3,01 трлн. белорусских рублей.
По сути, Нацбанк признает ошибочность государственной политики в банковской сфере. В 2010 году для обеспечения финансовой стабильности в Беларусь должно поступить около 10 млрд. долларов. Даже в более благополучном 2009 году правительство и Нацбанк не сумели обеспечить такой объем внешних валютных поступлений.
В условиях президентской кампании, окончания кредита МВФ и ссоры с Кремлем найти такие деньги на внешних рынках будет крайне сложно.
Таким образом, мы с большой долей вероятности станем свидетелями как минимум одного из следующих сценариев: истощения золотовалютных резервов, девальвации белорусского рубля, стремительного роста цен и тарифов, оттока денег из банков. Вариант, когда все эти события произойдут параллельно, тоже исключить нельзя.