Возим танкерами нефть, будем возить и газ
30.06.2010 10:03
—
Новости Экономики
Беларусь намерена сократить импорт российского газа за счет поставок сжиженного газа из Литвы. Как заявил премьер-министр Сергей Сидорский, стороны обсуждают перспективы строительства в Литве терминала по разжижению газа и дальнейшей его поставки по магистральной трубе в Беларусь.
Строительство СПГ-терминалов — новое направление энергетической стратегии Беларуси, и, как считают эксперты, может оказаться вполне перспективным. По словам Сидорского, Беларусь рассматривает несколько вариантов строительства терминалов. Заинтересованность реализовать одни из таких проектов с Литвой вызвана тем, что литовское правительство приняло решение о создании СПГ-терминала в целях диверсификации поставок газа в страну. Беларусь намерена присоединиться к этому проекту.
«Мы можем объединить финансовые ресурсы, с тем, чтобы в порту Клайпеды построить терминал по разжижению газа с последующей доставкой его по газотранспортной системе в Беларусь. Проект является окупаемым и очень эффективным. Возможно, в течение короткого времени мы сможем его реализовать», — заявил белорусский премьер.
Строительства СПГ-терминала в Клайпеде планируется начать в этом году и завершить через 2-3 года. По данным литовских источников, изначально предполагалось, что партнером по строительству терминала может стать поставщик сжиженного природного газа. Оговаривалась и приблизительная стоимость проекта — более 600 млн. евро для терминала пропускной способностью около 2 млрд. кубометров в год.
Для Литвы, ежегодно потребляющей чуть более 3 млрд. кубометров газа и только к 2015 году планирующей увеличить потребление до 4-4,5 млрд. кубометров, такого терминала, наверное, было бы достаточно. Но Беларусь будет заинтересована в строительстве терминала со значительно большей пропускной способностью, раз уж речь зашла о существенном снижении поставок газа из России.
Таким образом, можно предположить, что итоговый финансовый вклад Беларуси в реализацию проекта окажется больше литовского. Кроме того, Беларуси придется понести расходы на строительство магистрального трубопровода протяженностью около 285 км. Хотя, по словам Сидорского, строительство такого трубопровода обойдется не очень дорого.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что с Литвой вполне можно договариваться о приемлемых условиях участия в проекте. «Правда, есть один щекотливый момент. Литовская газовая компания отчасти принадлежит «Газпрому» и контролируется «Газпромом». Возможно, придется договариваться за пределами этой компании и формировать другую компанию, чтобы конкурировать с «Газпромом», — считает эксперт.
Совместный литовско-белорусский проект может составить серьезную конкуренцию «Газпрому». В 2008 году мировой рынок СПГ достиг рекордного объема — 172,3 млн. тонн (237,8 млрд. куб. м). Его общая доля в международной торговле газом составила 29%. Сейчас эта доля значительно выросла. Ожидается, что к 2015 году спрос на СПГ в мире увеличится до 327 млн. тонн в год.
Как подчеркивает М.Крутихин, «спрос на СПГ-рынке уже намного выше предложения. Тарифные ставки по сжижению газа, по его доставке (в связи с увеличением строительства судов по перевозке СПГ) и по разжижению каждый год снижаются и довольно серьезно. Это сильно давит на цены. По прогнозам компании Wood Mackenzie, до 2025 года цены в Европе на сжиженный природный газ будут примерно на 50-70 долларов (за 1000 кубометров) ниже тех, что заложены в долгосрочных контрактах «Газпрома».
По словам эксперта, сейчас цена на сжиженный природный газ из Катара составляет примерно 145 долларов за 1000 кубометров. «Газпром» продает тот же объем по цене выше 200 долларов. «У «Газпрома» уже фактически не осталось дешевого газа. Большие запасы газа имеются на полуострове Ямал. Но себестоимость этого газа составит больше 280 долларов за 1000 кубометров».
Увеличение себестоимости происходит из-за строительства новых трубопроводов, освоения газа в тяжелых условиях, необходимости его очистки, поскольку чистого метана фактически не остается. «Сюда же надо прибавить коррупционный налог и завышенную смету «Газпрома». Любая смета «Газпрома» примерно на 60% выше сметы других компаний в Европе, США на аналогичные работы. Так что российский газ — дорогое удовольствие. И сжиженный газ будет иметь гораздо больше перспектив в Европе, чем «газпромовский», — убежден М.Крутихин.
Европа тем временем присмотрелась к новой возможности диверсификации импорта газа и уже активно использует этот инструмент. По информации главы аналитической компании East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, закупки сжиженного природного газа, в частности, увеличивает Италия. В октябре прошлого года Сильвио Берлускони торжественно открыл Адриатический терминал СПГ мощностью 8 млрд. кубометров в год, из которых 6,4 млрд. будут поставляться из Катара по заключенному на 25 лет контракту.
Соседствующие с Беларусью страны также внимательно изучают перспективы закупки СПГ. В частности, возможность строительства СПГ-терминала мощностью около 20 млрд. кубометров рассматривается в Украине. Ожидается, что до конца сентября будут проведены переговоры с потенциальными иностранными и отечественными инвесторами по поводу их участия в этом проекте.
Договоренности с Катаром о строительстве терминала по приемке и регазификации газа уже достигла Польша. По словам М.Крутихина, сейчас ведутся переговоры с корейцами о строительстве второго терминала, который может появиться в районе Гданьска.
Эксперт, между тем, предупреждает, что Беларусь при реализации проекта с Литвой должна избежать ошибок, допущенных в свое время Польшей. «Одним из условий поставок сжиженного газа из Катара в Польшу являлась привязка цены СПГ к цене нефтепродуктов на мировом рынке. Однако такое условие может сделать проект довольно дорогим. Строить СПГ-терминал необходимо таким образом, чтобы любой поставщик мог доставлять газ и продавать его по спотовым ценам, а не по ценам, увязанным к стоимости нефтепродуктов».
Андрей КОЖЕМЯКИН