Беларусь готовит нефтепроводы к продаже
Эксперты «Белорусских новостей» считают, что Беларусь утратила наиболее выгодные условия приватизации нефтепроводов, но если поторопится, то может выручить за трубопроводную систему неплохие деньги.
До настоящего времени магистральные нефтепроводы находятся в исключительной собственности государства. То есть, согласно белорусскому законодательству, они не могут быть ни акционированы, ни тем более приватизированы.
Однако в белорусском парламенте завершается рассмотрение законопроекта, который исключает нефтепроводы из числа объектов, запрещенных к приватизации. Нижняя палата парламента уже в двух чтениях соответствующий законопроект одобрила, 30 июня «добро» на пересмотр объектов, находящихся в исключительной собственности государства, должен дать Совет Республики. После этого законопроект поступит на стол Александра Лукашенко, который традиционно в таких случаях поставит свою подпись. В результате, нефтепроводы можно будет акционировать и готовить к продаже.
С точки зрения текущего состояния белорусские нефтепроводы находятся в разных ситуациях. Гомельская «Дружба» занимается прокачкой российской нефти на запад и справляется со своей задачей очень неплохо: ежегодно по нефтепроводу проходит около 70 млн. тонн углеводородного сырья из России.
Новополоцкая «Дружба» сегодня транзитом нефти не занимается. В 2006 году, когда в Литве сменился собственник местного нефтеперерабатывающего завода, Россия отказалась поставлять в Литву свою нефть. Это обстоятельство привело к тому, что транзит российской нефти через новополоцкую «Дружбу» в сторону Литвы прекратился.
Аналитик российской инвестиционной группы «Капитал» Виталий Крюков считает, что интерес России к приобретению белорусских нефтепроводов за последние годы снизился.
«Белорусское руководство своими действиями создало определенные опасения для транзита российской нефти, поэтому Россия стала строить новую трубопроводную систему — БТС-2 — которая является альтернативой белорусской «Дружбе». Как следствие, сегодня у России нет такого большого интереса к приобретению белорусских нефтепроводов, который существовал ранее», — говорит Виталий Крюков.
Обозреватель по энергетической политике издательского дома «Коммерсант» Наталья Гриб также отмечает, что интерес России к белорусским нефтепроводам за последние годы заметно ослаб.
Справка «Белорусских новостей» Гомельская «Дружба» осуществляет транзит российской нефти в направлении Польши и Украины. Кроме этого, этот нефтепровод используется для доставки нефти на Мозырский нефтеперерабатывающий завод. В 2009 года по гомельской «Дружбе» было транспортировано около 70 млн. тонн российской нефти и около 10 млн. тонн — поставлено на Мозырский НПЗ. Новополоцкая «Дружба» задействована только для поставок нефти на нефтеперерабатывающий завод «Нафтан», транзит нефти через этот участок нефти с 2006 года не осуществляется. |
«Если бы нефтепроводы были выставлены на продажу 5-7 лет назад (до начала строительства БТС-2), Беларусь тогда могла выручить значительно больше средств, чем теперь», — подчеркнула в интервью «Белорусским новостям» Наталья Гриб.
Эксперт говорит, что если Беларусь будет тянуть с продажей своих нефтепроводов, то их привлекательность для России снизится еще больше.
«Если нефтепроводы будут выставлены на продажу оперативно — Россия заинтересуется их приобретением. Если же Беларусь оперативно этого не сделает, а начнет их приватизацию после запуска БТС-2, Россия проявит интерес к проекту, но предложит за нефтепроводы гораздо меньше денег», — прогнозирует Наталья Гриб.
Наряду с продажей своих нефтепроводов белорусская сторона прорабатывает сегодня и еще один вариант повышения отдачи от трубопроводной системы. Официальный Минск изучает возможность транспортировки венесуэльской нефти по новополоцкой «Дружбе».
Российские эксперты считают этот проект осуществимым. «Если будут достигнуты договоренности с Прибалтикой по прокачке нефти, то транспортировка венесуэльской нефти по нефтепроводу «Дружба» вполне возможна», — считает Наталья Гриб. При этом она уверена, что венесуэльская сторона не будет участвовать в приватизации белорусских нефтепроводов. «Венесуэльской стороне нужна прибыль, а не белорусские нефтепроводы», — резюмировала Наталья Гриб.