Убытки против шерсти

Источник материала:  
Судьба ОАО "Камволь" может быть решена за счет строительства нового камвольного комбината.Пресс-тур на предприятие ОАО "Камволь", организованный Белорусской торгово-промышленной палатой, стал своего рода загадкой для журналистов. Зачем везут? Продемонстрировать модернизацию производства или "возрастные особенности" отечественного легпрома? Впрочем, повод был - 55-летие предприятия.

Предприятие предстало экскурсантам как есть, без наносных румян и помады. Да и косметика тут все равно не помогла бы. Огромные депрессивные залы, неприятный запах и грохот станков, построенных в послевоенные годы, порождали почти детский страх: только бы не потеряться! Следом мелькали мысли: "Как тут можно работать за 600 тысяч BYR?!".

Цеха с новым оборудованием выглядели, конечно, привлекательнее, хотя большая часть современных станков простаивала (у комбината проблемы с поставками сырья).

Деньги в бездонную бочку.

Если опустить увлекательное описание технологических операций, в которых задействованы чесальные, мотальные, сновальные, сушильные, стригальные и прочие машины, а также историю закупок этих умных аппаратов, то главные новости об ОАО "Камволь" сводятся к констатации его плачевного положения. Уровень износа активной части основных фондов составляет 74,8%. Из 1.060 единиц основного технологического оборудования 852 машины старше 20 лет. Любые попытки омолодить дряхлый организм кажутся равносильными стремлению наполнить наперстком дырявое ведро.

Так, в 2008-2009 годах указами президента ОАО "Камволь" было выделено около 5 млрд. BYR на закупку нового оборудования. Оно куплено, но это капля в море. Доля новой техники в возрасте до 5 лет составляет менее 3%. Сейчас комбинат ждет дополнительного льготного кредита в размере 11,4 млрд. BYR, чтобы купить еще несколько машин. Только станет ли от этого легче?

"Основное противоречие заключается в несоответствии производительности нового оборудования, показателей качества продукции производственно-техническим заданиям, операциям и процессам, - говорилось в пресс-релизе, розданном журналистам. - То есть предприятие на новом оборудовании выпускает ту же продукцию, что и на старом, не используя ни резервы по объему выпуска, ни резервы по качеству".

Тупиковая логика такого развития состоит в том, что работа на новом оборудовании предполагает сокращение персонала и набор высококвалифицированных кадров. В то же время уволить прежних работников сейчас нельзя, так как они нужны для эксплуатации старых машин. Эти причины, а также большие энергозатраты, падение спроса и другие факторы привели к тому, что ОАО "Камволь" попало в разряд убыточных предприятий.

Согласно данным годовой отчетности ОАО "Камволь", опубликованным на сайте Минфина, общие убытки по итогам 2009 года превысили 9 млрд. BYR, в том числе убытки от реализации продукции превысили 6 млрд. BYR. Больше только у наших молокоперерабатывающих, бумажных комбинатов, ОАО "Горизонт" и "Моготекс".

Сто миллиардов спасут?

Основное производство камвольного комбината традиционно связано с обеспечением силовых структур. Это обстоятельство и сразило предприятие в кризисном 2009 году.

"В России в прошлом году примерно на 70% упали закупки для Минобороны и МВД, - пояснил вышедший к прессе заместитель гендиректора по коммерческим вопросам ОАО "Камволь" Олег Урбанович. - Такая же ситуация была в Украине, Польше, Сербии, Хорватии. В результате у нас резко снизились объемы. Поэтому сейчас мы делаем упор на ткани гражданского ассортимента".

С августа предприятие обещает запустить производство современных поливискозных тканей. Замгендиректора внушал журналистам, что у ОАО "Камволь" большое будущее в том случае, если государство поможет с кардинальным перевооружением предприятия. По мнению менеджера, тогда улучшилось бы санитарное состояние цехов, комбинат получил бы сертификат международной организации по стандартизации в области экологического текстиля "Экотекс" и отправился бы завоевывать европейского покупателя. Цена вопроса - примерно 100 млрд. BYR.

"Буквально каждый день мы обсуждаем, сколько денег выделит нам государство, - говорит Олег Урбанович. - Надо очень много. На сегодня требуется порядка 100 млрд. BYR,  чтобы произвести перевооружение предприятия. Называли разные сроки окупаемости этого проекта - от 6 до 20 лет. Я думаю, лет 8. Но для этого нужен указ президента либо инвестиции под гарантии правительства".

Упомянул г-н Урбанович и о предложении некой турецкой компании полностью модернизировать камвольное производство с дальнейшим его выносом за пределы старого здания. Но вскользь заметил, что никаких четких договоренностей пока нет.

На вынос!

Прояснил ситуацию первый заместитель председателя концерна "Беллегпром" Владимир Астровский. На пресс-конференции ко Дню работника легкой промышленности он рассказал, что на финишную прямую вышел бизнес-план по строительству нового камвольного комбината. План практически согласован с правительством и Мингорисполкомом, так что это вопрос ближайшего будущего.

"Мы еще уточняем с Министерством архитектуры и строительства, сколько будет стоить один квадратный метр: то ли 900, то ли 450 USD, - обозначил текущую задачу г-н Астровский. - Еще готовится технико-экономическое обоснование. Но главное, что этот вопрос уже осознан. В советские времена энергия была дешевая, и ее никто не считал. А сейчас огромные машинные залы очень сложно отапливать. Энергозатраты показывают, что такие гиганты требуют совершенно новых условий работы".

Впрочем, надеждам руководства ОАО "Камволь" на модернизацию эти планы не противоречат. "Беллегпром" планирует постепенно перевооружать старое производство, чтобы потом перенести технологическую линию в новое здание.

"Там мы планируем энергосберегающие технологии, это будет совершенно новое предприятие. А то, что вы видели на старом предприятии, это, конечно, просто стыдно", - подытожил Владимир Астровский.
←Время уходит

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика