Могу и не копать
14.06.2010
—
Новости Экономики
В последнее время много говорится о либерализации экономических отношений. Но акценты, которые делаются в органах госуправления, носят односторонний характер. Фактически вопрос сводится к совершенствованию условий деятельности предприятий, и упускается важнейшая сфера - рынок труда.
«Динамичный прорыв по всем направлениям» невозможен при нынешнем состоянии рынка трудовых ресурсов. При сложившемся уровне соцгарантий занятости населения проблема повышения конкурентоспособности и эффективности отечественной экономики решена быть не может. Эволюция белорусской экономической модели ставит вопрос о том, что лучше: повышать эффективность хозяйствования и увеличивать число безработных, существенно повысив размер пособия по безработице, или заботиться о максимальной занятости?
Мой племянник в прошлом году окончил колледж и был направлен на крупнейшее машиностроительное предприятие страны. Получил работу токаря в службе механика. В течение 5-дневной недели молодой специалист загружен работой от силы на одну рабочую смену. Низкая интенсивность труда характерна не только в целом для вспомогательных служб, но и для основного производства предприятия. Наличие избыточной рабочей силы разлагающе действует на трудовую мотивацию и дисциплину: зачем упорно трудиться, если на всех работы не хватает? В производственной среде формируется отношение к труду, когда малоработающий сотрудник стремится работать еще меньше, обставляя возникающую дополнительную нагрузку отсутствием необходимых условий. То инструмент не тот, то не те материалы, то еще что-то не так. Средний белорус предпочитает меньше трудиться и получать при этом меньшую зарплату.
Получение значительной частью работников относительно небольших денег необходимо рассматривать как своеобразное пособие, которое выплачивает не государство, а предприятие. Такие выплаты являются дополнительным финансовым бременем, возложенным на работодателя. В этом случае и фонд зарплаты распределяется на большую численность, и средняя зарплата уменьшается. Административное требование о росте к концу этого года зарплаты до $500 для ценных и дисциплинированных работников еще оправдать можно. Но как быть с ростом оплаты труда тех, кто работает вполсилы?
Государство вправе проводить такую политику на принадлежащих ей предприятиях. Работники всё же получают денежные суммы, которые значительно больше пособия по безработице, составляющего Br47 тыс. Однако справедливым это кажется только на первый взгляд. Прямое финансирование экономики из республиканского бюджета в прошлом году составило Br8,4 трлн. Фактически бремя содержания излишней рабочей силы на них ложится на эффективно работающие сектора экономики.
При привлечении внешнего инвестора условие сохранения численности работников становится для последнего непреодолимым препятствием. Не будут на немецком MАНе держать токаря, который не по своей вине днями слоняется без дела. Ему либо найдут работу, если он ценен, либо уволят. С одной стороны, инвесторы не вкладывают деньги, т.к. опасаются быть чрезмерно перегруженными социальными обязательствами. С другой - иностранные деньги могли бы создать дополнительные рабочие места.
По официальным данным, уровень безработицы в стране с сентября прошлого года сохраняется в пределах 0,9%. Прогнозный показатель по уровню безработицы к концу 2010г. - 1,2-1,5%. На 1 июня т.г. на учете по безработице состояло 40,8 тыс. человек - на 2 тыс. меньше, чем годом ранее. Число свободных рабочих мест на 1 июня этого года достигло 48,1 тыс.
Цифры эти навевают в памяти известный анекдот. Пришел в отдел кадров устраиваться на работу мужик, направленный на предприятие службой занятости. Начальник отдела спросил, что тот умеет делать. «Могу копать», - был ответ. «Что еще можете делать?», - продолжил кадровик. «Могу и не копать», - ответил мужик, подумав.
В госпрограмме на следующую пятилетку должно быть заложено сокращение численности работников на уже имеющихся предприятиях. Конечно, для этого должны создаваться новые рабочие места. Вопрос этот очень чувствительный и вызовет недовольство увольняемых работников, социальную напряженность. На первом этапе необходимо обозначить новые приоритеты, развернуть государственные механизмы в этом направлении. Необходимо отдавать отчет, что, развивая предпринимательство, государство не оказывает помощь неким «блохам» и «муравьям», не делает никому одолжения, а решает проблему повышения эффективности собственных госпредприятий. Значительная часть их работников должна найти себя в новых сферах. Целесообразно разработать большой набор программ адаптации трудоспособного населения к новым видам деятельности. Наличие таких программ позволит наиболее квалифицированным и динамичным работникам переучиваться на более перспективные профессии. Следующим шагом могла бы стать разработка планов реструктуризации, продажи или закрытия малоэффективных субъектов хозяйствования.