В качестве альтернативы на Брестчине рассматривают и топливо из соломы рапса
Установка по брикетированию соломы рапса заработала в октябре прошлого года в арендуемом частной фирмой "Галатея" гараже крупного транспортного предприятия Бреста. Легкий на подъем предприниматель закупил у европейского производителя оборудование и запустил процесс.
— На сегодняшний день мы, можно сказать, завершили своего рода экспериментальный цикл: изучали, что да как. Посмотреть-то в реальных условиях у нас в стране не у кого, — говорит Игорь Ничипорук.
— Как вообще у вас такая идея возникла?
— На Западе это довольно востребованный вид топлива. У нас же пока есть проблемы с механизацией его подачи в топку. Но все эти нюансы отрегулировать можно. Горит топливо хорошо. А теплотворность его в полтора раза выше, чем дров.
— А как насчет сырья?
— Все зависит от руководителя хозяйства. Если ему интересно, если человек видит в этом перспективу, то договориться легко.
Тех площадей, которые предприятие занимало на стадии эксперимента, сегодня становится недостаточно. Да и сырье с поля в город возить с точки зрения экономики не очень интересно. Словом, решил предприниматель перебраться поближе к соломе. Нашли подходящее помещение в Жабинковском районе, на территории бывшего военного городка, от Бреста примерно 20 км. Место и по арендной плате устраивает. До уборочной кампании планируют не только переехать, но и создать конкретный задел по переработке соломы до зимы. Руководство СПК “Подлесье-Агро”, в частности, свою заинтересованность высказало.
Четверть объема продукции уже поставлена в Польшу, где, к слову, технология сжигания отработана давно. Переговоры о дальнейшем сотрудничестве с ближайшим соседом ведутся. При всех нюансах новое производство Игоря Викторовича пока не разочаровало. Развивать дело он собирается и дальше. И рассчитывает на получение бюджетной ссуды для организации рабочих мест на селе.
Поддерживает предпринимателя и заместитель председателя Жабинковского райисполкома Юрий Кладницкий:
— Производство топлива из соломы я считаю достаточно выгодным направлением. У нас в районе посевы рапса увеличиваются. Так что тут, думаю, недостатка в сырье не будет. Тем более если использовать не только рапсовую, но и другую солому, определенные остатки которой в сельхозпредприятиях на сегодняшний день есть...
Начальник отдела энергетики и топлива Брестского облисполкома Александр Корабо подчеркивает важность топливной проблемы в современных экономических условиях. Мы руководствуемся Директивой № 3 Президента Беларуси и соответствующим постановлением правительства о том, чтобы к 2012 году выйти на 25 процентов использования местных видов топлива и возобновляемых источников”, — отмечает он.
На Брестчине кроме Березовской ГРЭС действуют пять малых гидроэлектро-станций, есть ветряки, работает биогазовая установка, геотермальная станция отапливает площади тепличного комбината “Берестье” в Брестском районе, солнечными коллекторами для нагрева воды для бытовых нужд пользуются многие предприятия области, а сельское хозяйство солнечные батареи давным-давно использует для “подпитки” электропастухов. То есть проработка ведется по всем направлениям. Но основное из них пока, конечно, торф и древесное топливо. Однако, как говорит Александр Корабо, древесного топлива в области недостаточно. “Если мы будем вводить много теплоисточников на местных видах топлива, то вполне можем столкнуться с необходимостью закупки топлива за пределами области”, — поясняет он. — Максимум, что на сегодняшний день доступно, — изготовление топливных брикетов из соломы рапса”.
— Если раньше нам доводили показатели в наращивании объемов местных видов топлива, то теперь перешли на процент в топливном балансе. И это, я считаю, очень правильно. В прошлом году нам было доведено 25 процентов местных видов топлива в топливном балансе, и мы задание выполнили, — рассказывает заместитель генерального директора Брестского областного предприятия “Управление ЖКХ” Геннадий Герезо. — В качестве топлива использовать надо все — и древесину, и ветки, и хмызняк. Просто если дрова диаметром 30—40 сантиметров можно превратить в щепу на больших щепорубах, то для переработки хмызняка мы применяем мобильные, менее мощные агрегаты. Ко всему ведь с умом подходить следует. В прошлом году купили, отечественную машину, выпуск которой освоил Мозырский машиностроительный завод при участии финской стороны. Что же касается использования соломы в качестве топлива, вопрос пока находится в стадии проработки. Надо ведь изучить сырьевую базу, экономику просчитать. Если придем к выводу, что сырья достаточно, будем покупать хорошие, высокопроизводительные машины. При наличии сырья, думаю, это направление достаточно перспективное.