Под двойным контролем
10.06.2010
—
Новости Экономики
Автомобильный контроль может усложниться для автопервозчиков с 1 июля - предполагаемой даты выноса контроля на внешнюю границу Таможенного союза (ТС).Ситуацию комментирует руководитель компании-автоперевозчика, не пожелавший себя назвать.
- В рамках мероприятий по реализации интеграционных процессов формирования Союзного государства и ТС в 11 пунктах пропуска на белорусско-российских рубежах - "Кострово", "Юховичи", "Езерище", "Лиозно", "Редьки", "Коськово", "Звенчатка", "Смольки", "Перелевка", "Селище", "Ляды" - с 1 июля текущего года автомобильный контроль может быть упразднен.
Одновременно на западном участке внешней границы Союзного государства (в 23 пунктах) транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси планирует начать выполнение дополнительных действий по транспортному контролю автотранспортных средств, следующих в Российскую Федерацию через Беларусь.
Белорусская сторона предполагала, что осуществление переноса транспортного контроля на внешнюю границу Союзного государства будет осуществлено на паритетной основе. Россия выразила готовность провести согласованные действия по транспортному контролю на внешней границе, но при этом оставила за собой возможность выполнения выборочных контрольных функций на территории РФ в соответствии с федеральным законодательством.
Таким образом, если раньше международный автоперевозчик попадал под транспортный контроль только на белорусско-российском рубеже, то теперь ему придется пройти эту процедуру вначале на внешней границе Союзного государства, а затем еще и отчитаться перед российскими транспортными надзорными органами в ППУ на белорусско-российском участке.
При этом Беларусь тешила себя надеждами, что в связи с переносом транспортного контроля на внешнюю границу Союзного государства будет упразднена ныне существующая разрешительная система на перевозки грузов, в том числе в/из третьих стран.
Для белорусских международных автоперевозчиков это весьма актуально, поскольку Россия из года в год урезает для них квоту разрешений. Однако российская сторона в связи с этим заметила, что не считает возможным принятие такого решения.
Перевозчики также обеспокоены, справятся ли таможенные, пограничные и транспортные структуры с увеличением объема работы в связи с переносом контроля на внешние границы Союзного государства. И если, как отмечает первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Н. Верховец, проблем быть не должно, что подтвердил тестовый эксперимент, проведенный в пунктах пропуска "Козловичи" и "Каменный Лог", то за ситуацию на казахстанских рубежах поручиться невозможно.
А ведь в условиях ТС в этом направлении объем доставки грузов автотранспортом возрастет в разы, поскольку и белорусские, и российские перевозчики считают весьма перспективным для себя обосноваться на реанимированном Великом шелковом пути, чтобы получить доступ к китайскому рынку.
Вадим МАЦКЕВИЧ, кандидат экономических наук:
- Сложность правовых отношений в ТС можно представить на примере формирования рынка таможенных услуг и функционирования институтов уполномоченных представителей и таможенных перевозчиков.
Таможенным законодательством Беларуси устанавливается порядок включения в реестр уполномоченных представителей (ранее - таможенные агенты или таможенные брокеры) и исключения из данного реестра, а также квалификационные требования к работникам уполномоченных представителей и условия выдачи таким лицам документа, подтверждающего их соответствие установленным требованиям.
При этом совершение таможенных операций такими лицами осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС, ответственность за несоблюдение его требований предусмотрена в соответствии с законодательством государств - участников ТС, а общий реестр уполномоченных представителей формирует Комиссия ТС.
Таким образом, формируется сложная комбинация правовых отношений в рамках законодательных актов нескольких уровней - национального и союзного.
Хозяйствующий субъект РБ, имеющий соответствующую лицензию ГТК РБ на оказание участникам ВЭД услуг в области таможенного дела (декларирование) и внесенный в национальный реестр таможенных агентов (уполномоченных представителей), должен быть внесен дополнительно в общий реестр Комиссии ТС. При этом он должен осуществлять деятельность в соответствии с законодательством ТС, а ответственность нести по национальному законодательству.
В Беларуси хозяйствующий субъект может приобрести статус таможенного агента (прототип уполномоченного представителя), выполнив наряду с другими требованиями условие заключения договора страхования риска своей гражданской ответственности на сумму порядка 125 тыс. USD.
В то же время в РФ статус таможенного брокера может приобрести юридическое лицо, выполнившее установленные требования и предоставившее обеспечение в размере 50 млн. RUB и договор страхования своей гражданской ответственности на сумму не менее 20 млн. RUB (в совокупности около 2,5 млн. USD).
Таможенным законодательством РБ устанавливаются порядок и условия включения в реестр таможенных перевозчиков и исключения их из данного реестра. При этом статус таможенных перевозчиков подтверждается документом по форме, определенной решением Комиссии ТС. Случаи и условия осуществления перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем таможенным перевозчиком по таможенной территории ТС, устанавливается таможенным законодательством ТС.
Отметим также, что Таможенный кодекс (ТК) ТС устанавливает общие требования к лицу, обладающему статусом таможенного перевозчика, среди которых следует отметить отличительные особенности норм законодательства Беларуси и России.
1. Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, определенную законодательством государства - участника ТС.
В Беларуси оно осуществляется посредством поручительства банка, небанковской кредитно-финансовой организации на сумму не менее 15 тыс. базовых величин (около 190 тыс. USD). В РФ предусмотрено обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму 20 млн. RUB (около 700 тыс. USD).
2. Наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товару, вверенному перевозчику по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, возникших из договора. Размер страховой суммы определяется законодательством государства - участника ТС.
В Беларуси такое требование к таможенным перевозчикам в таможенном законодательстве отсутствует. В РФ страховая сумма не может быть меньше 20 млн. RUB (700 тыс. USD).
Очевидно, что транспортная деятельность белорусских таможенных перевозчиков на Единой таможенной территории ТС зависит от уровня финансовых гарантий, который сейчас почти в 8 раз ниже уровня гарантий российских перевозчиков с аналогичным статусом. А ведь от этого будут зависеть условия получения документа, подтверждающего статус от Комиссии ТС, и условия осуществления перевозки с использованием этого статуса, установленные таможенным законодательством ТС.
Учитывая, что белорусских таможенных перевозчиков, достигших установленного по национальному законодательству уровня обеспечения, не так много (около 50), то достижение более высокого уровня, например такого, как российский, для большинства предприятий маловероятно.
Промежуточным решением в вопросе дальнейшего функционирования в ТС институтов уполномоченных представителей, таможенных перевозчиков с участием белорусских хозяйствующих субъектов является повышение уровня обеспечения для уполномоченных представителей до 1 млн. EUR с переходным периодом 12 месяцев, для таможенных агентов - до 200 тыс. EUR. После такого повышения обеспечения, которое может быть достигнуто преимущественно депозитом денежных средств или залогом имущества, можно предположить снижение привлекательности для отечественного бизнеса услуг в области таможенного дела.
Участников внешнеэкономической деятельности волнуют еще два момента.
Во-первых, суть решения о переносе согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу ТС в части, касающейся белорусско-российской границы. Во-вторых, сохранятся ли пункты принятия уведомлений на белорусско-российской границе? Если товар следует из ЕС в РФ, кто на границе ЕС - Беларусь будет оформлять перевозку - российский или белорусский таможенник?
Принятие ТК ТС подразумевает, как отмечают представители республиканского таможенного ведомства, поэтапный перенос таможенного контроля с белорусско-российской границы на внешнюю границу ТС. Разработан соответствующий план, который предполагает принятие целого ряда различных подзаконных актов для осуществления этого процесса. Такой перенос должен произойти на белорусско-российской границе к июлю 2010 года, а снятие таможенного контроля с российско-казахстанской границы произойдет в 2011 году.
Контроль на российско-белорусской границе не сводится только к таможенному. Осуществляются транспортный, ветеринарный и фитосанитарный и другие виды контроля. Поэтому план переноса контроля предусматривает, чтобы все эти функции перешли на внешнюю границу ТС.
По словам специалистов таможенного ведомства, на внешней границе ТС транспортное средство будет встречать белорусский таможенник, и он обязан соблюдать все требования, действующие в ТС.
- В рамках мероприятий по реализации интеграционных процессов формирования Союзного государства и ТС в 11 пунктах пропуска на белорусско-российских рубежах - "Кострово", "Юховичи", "Езерище", "Лиозно", "Редьки", "Коськово", "Звенчатка", "Смольки", "Перелевка", "Селище", "Ляды" - с 1 июля текущего года автомобильный контроль может быть упразднен.
Одновременно на западном участке внешней границы Союзного государства (в 23 пунктах) транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси планирует начать выполнение дополнительных действий по транспортному контролю автотранспортных средств, следующих в Российскую Федерацию через Беларусь.
Белорусская сторона предполагала, что осуществление переноса транспортного контроля на внешнюю границу Союзного государства будет осуществлено на паритетной основе. Россия выразила готовность провести согласованные действия по транспортному контролю на внешней границе, но при этом оставила за собой возможность выполнения выборочных контрольных функций на территории РФ в соответствии с федеральным законодательством.
Таким образом, если раньше международный автоперевозчик попадал под транспортный контроль только на белорусско-российском рубеже, то теперь ему придется пройти эту процедуру вначале на внешней границе Союзного государства, а затем еще и отчитаться перед российскими транспортными надзорными органами в ППУ на белорусско-российском участке.
При этом Беларусь тешила себя надеждами, что в связи с переносом транспортного контроля на внешнюю границу Союзного государства будет упразднена ныне существующая разрешительная система на перевозки грузов, в том числе в/из третьих стран.
Для белорусских международных автоперевозчиков это весьма актуально, поскольку Россия из года в год урезает для них квоту разрешений. Однако российская сторона в связи с этим заметила, что не считает возможным принятие такого решения.
Перевозчики также обеспокоены, справятся ли таможенные, пограничные и транспортные структуры с увеличением объема работы в связи с переносом контроля на внешние границы Союзного государства. И если, как отмечает первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Н. Верховец, проблем быть не должно, что подтвердил тестовый эксперимент, проведенный в пунктах пропуска "Козловичи" и "Каменный Лог", то за ситуацию на казахстанских рубежах поручиться невозможно.
А ведь в условиях ТС в этом направлении объем доставки грузов автотранспортом возрастет в разы, поскольку и белорусские, и российские перевозчики считают весьма перспективным для себя обосноваться на реанимированном Великом шелковом пути, чтобы получить доступ к китайскому рынку.
Вадим МАЦКЕВИЧ, кандидат экономических наук:
- Сложность правовых отношений в ТС можно представить на примере формирования рынка таможенных услуг и функционирования институтов уполномоченных представителей и таможенных перевозчиков.
Таможенным законодательством Беларуси устанавливается порядок включения в реестр уполномоченных представителей (ранее - таможенные агенты или таможенные брокеры) и исключения из данного реестра, а также квалификационные требования к работникам уполномоченных представителей и условия выдачи таким лицам документа, подтверждающего их соответствие установленным требованиям.
При этом совершение таможенных операций такими лицами осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС, ответственность за несоблюдение его требований предусмотрена в соответствии с законодательством государств - участников ТС, а общий реестр уполномоченных представителей формирует Комиссия ТС.
Таким образом, формируется сложная комбинация правовых отношений в рамках законодательных актов нескольких уровней - национального и союзного.
Хозяйствующий субъект РБ, имеющий соответствующую лицензию ГТК РБ на оказание участникам ВЭД услуг в области таможенного дела (декларирование) и внесенный в национальный реестр таможенных агентов (уполномоченных представителей), должен быть внесен дополнительно в общий реестр Комиссии ТС. При этом он должен осуществлять деятельность в соответствии с законодательством ТС, а ответственность нести по национальному законодательству.
В Беларуси хозяйствующий субъект может приобрести статус таможенного агента (прототип уполномоченного представителя), выполнив наряду с другими требованиями условие заключения договора страхования риска своей гражданской ответственности на сумму порядка 125 тыс. USD.
В то же время в РФ статус таможенного брокера может приобрести юридическое лицо, выполнившее установленные требования и предоставившее обеспечение в размере 50 млн. RUB и договор страхования своей гражданской ответственности на сумму не менее 20 млн. RUB (в совокупности около 2,5 млн. USD).
Таможенным законодательством РБ устанавливаются порядок и условия включения в реестр таможенных перевозчиков и исключения их из данного реестра. При этом статус таможенных перевозчиков подтверждается документом по форме, определенной решением Комиссии ТС. Случаи и условия осуществления перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем таможенным перевозчиком по таможенной территории ТС, устанавливается таможенным законодательством ТС.
Отметим также, что Таможенный кодекс (ТК) ТС устанавливает общие требования к лицу, обладающему статусом таможенного перевозчика, среди которых следует отметить отличительные особенности норм законодательства Беларуси и России.
1. Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, определенную законодательством государства - участника ТС.
В Беларуси оно осуществляется посредством поручительства банка, небанковской кредитно-финансовой организации на сумму не менее 15 тыс. базовых величин (около 190 тыс. USD). В РФ предусмотрено обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму 20 млн. RUB (около 700 тыс. USD).
2. Наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товару, вверенному перевозчику по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, возникших из договора. Размер страховой суммы определяется законодательством государства - участника ТС.
В Беларуси такое требование к таможенным перевозчикам в таможенном законодательстве отсутствует. В РФ страховая сумма не может быть меньше 20 млн. RUB (700 тыс. USD).
Очевидно, что транспортная деятельность белорусских таможенных перевозчиков на Единой таможенной территории ТС зависит от уровня финансовых гарантий, который сейчас почти в 8 раз ниже уровня гарантий российских перевозчиков с аналогичным статусом. А ведь от этого будут зависеть условия получения документа, подтверждающего статус от Комиссии ТС, и условия осуществления перевозки с использованием этого статуса, установленные таможенным законодательством ТС.
Учитывая, что белорусских таможенных перевозчиков, достигших установленного по национальному законодательству уровня обеспечения, не так много (около 50), то достижение более высокого уровня, например такого, как российский, для большинства предприятий маловероятно.
Промежуточным решением в вопросе дальнейшего функционирования в ТС институтов уполномоченных представителей, таможенных перевозчиков с участием белорусских хозяйствующих субъектов является повышение уровня обеспечения для уполномоченных представителей до 1 млн. EUR с переходным периодом 12 месяцев, для таможенных агентов - до 200 тыс. EUR. После такого повышения обеспечения, которое может быть достигнуто преимущественно депозитом денежных средств или залогом имущества, можно предположить снижение привлекательности для отечественного бизнеса услуг в области таможенного дела.
Участников внешнеэкономической деятельности волнуют еще два момента.
Во-первых, суть решения о переносе согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу ТС в части, касающейся белорусско-российской границы. Во-вторых, сохранятся ли пункты принятия уведомлений на белорусско-российской границе? Если товар следует из ЕС в РФ, кто на границе ЕС - Беларусь будет оформлять перевозку - российский или белорусский таможенник?
Принятие ТК ТС подразумевает, как отмечают представители республиканского таможенного ведомства, поэтапный перенос таможенного контроля с белорусско-российской границы на внешнюю границу ТС. Разработан соответствующий план, который предполагает принятие целого ряда различных подзаконных актов для осуществления этого процесса. Такой перенос должен произойти на белорусско-российской границе к июлю 2010 года, а снятие таможенного контроля с российско-казахстанской границы произойдет в 2011 году.
Контроль на российско-белорусской границе не сводится только к таможенному. Осуществляются транспортный, ветеринарный и фитосанитарный и другие виды контроля. Поэтому план переноса контроля предусматривает, чтобы все эти функции перешли на внешнюю границу ТС.
По словам специалистов таможенного ведомства, на внешней границе ТС транспортное средство будет встречать белорусский таможенник, и он обязан соблюдать все требования, действующие в ТС.