Таможенный союз: возможности, перспективы
Союзное государство было и остается не только юридической, но и экономической базой создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Например, используемый в союзных рамках механизм беспошлинных торговых связей, перемещения физических лиц и контроля на внешних границах практически впрямую востребован в рамках Таможенного союза. То же касается правил согласования экономических интересов стран-членов в Таможенном союзе, впервые в бывшем СССР разработанных и апробированных именно в Союзном государстве. Причем именно в Союзном государстве максимальный уровень согласованности таможенно-экономической политики (см. табл.) В этой связи сошлемся на слова председателя Государственного секретаря Союзного государства Павла Бородина: "Если б не существовало российско-белорусского Союзного государства, а точнее, не было бы практики его существования, то вряд ли могла бы идти речь о создании Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана".
Сегодня уточняются условия присоединения Беларуси к вступающему в действие с 1 июля Таможенному союзу России и Казахстана. Напомним, что в первых таможенно-экономических союзах в Европе (Франция - Монако, 1918 г.; Швейцария - Лихтенштейн, 1921 г.; Бенилюкс, 1944 г.) согласования внутри- и внешнеэкономических интересов, включая объемы беспошлинных взаимопоставок, зачастую продолжались 3, а то и 5 лет со времени провозглашения таких союзов. Главным же фактором взаимоприемлемых решений по этим вопросам была стратегическая настроенность стран-участниц на уважение, понимание интересов друг друга и, соответственно, на компромиссы.
В этом контексте небезынтересны компетентные мнения по экономической проблематике и Союзного государства, и Таможенного союза.
Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и связям с СНГ Сергей Маскевич:
"Таможенный союз - это новые возможности и перспективы для всех трех стран. Но на пути к реальному построению такого союза нас неизбежно ожидает еще немало проблем и вопросов, которые предстоит совместно и заинтересованно решать. Ведь Таможенный союз - это и определенные обязательства, и ограничения, которые нужно тщательно согласовывать друг с другом. Главное, чтобы переговоры имели честный и предметный характер".
Схожая точка зрения у Сергея Шиптенко, главного редактора журнала "Новая экономика" (Беларусь): "В настоящее время оптимальные условия импорта как по цене, так и по другим характеристикам предлагает Россия (речь идет о ввозе российской нефти в Беларусь). Схема отработана десятилетиями и максимально оптимизирована. А ключевое слово в обсуждении этой темы - не "выгода", экономическая целесообразность, а "суверенитет".
Однозначная позиция у министра экономического развития и внешнеэкономических связей Рязанской области Игоря Логинова: "Мы представили 12 основных предприятий промышленности Рязанщины. Свой стенд постарались сделать максимально полезным и интересным, потому что с огромным уважением относимся к Беларуси и к нашему деловому сотрудничеству (речь идет об участии Рязанской области в Белорусском промышленном форуме в конце мая 2010 г.). Наш взаимный товарооборот из года в год растет".
В экспертном сообществе обеих стран тоже преобладают позитивные оценки перспектив экономического взаимодействия как в рамках Союзного государства, так и Таможенного союза.
Михаил Делягин, доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации, убежден, что "естественные союзники, в том числе экономические, у России есть. Здесь в первую очередь должны быть названы такие страны, как Беларусь, Казахстан и Украина. Поскольку без них Россия с экономической точки зрения нормально существовать не сможет".
Михаил Хазин, доктор экономических наук, президент российской аналитической компании "Неокон", высказывается столь же предметно: "Белорусская экономика реально работает, и она управляется. Белоруссия поставляет в Россию довольно большое количество очень качественных товаров, причем дешевых и пользующихся высоким спросом. А что-то она получает взамен - например, беспошлинную нефть. При этом Беларусь приняла стратегическое решение: она строит с Россией совместное государство".
А по мнению Валерия Байнева, доктора экономических наук, эксперта Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, "с учетом необходимости качественного рывка именно в индустриальном развитии, нужно ориентироваться на максимальную реализацию межгосударственного интеграционного эффекта в рамках СНГ, ЕврАзЭС и прежде всего Союзного государства, которое призвано стать фундаментом жизненно важных интеграционных процессов на территории бывшего СССР".