На газе и нефти Беларусь сэкономила 37,7 млрд. долларов. Но потратила бездарно
07.06.2010
—
Новости Экономики
За последние шесть лет Беларуси удалось сэкономить 37,7 млрд. долларов за счет приобретения российского газа и нефти по ценам ниже рыночных. Такие данные приводятся в исследовании «Энергетический сектор Беларуси: повышая эффективность».По мнению автора исследования Елены Раковой, Беларусь не смогла эффективно распорядиться полученной за последние 6 лет выгодой.
В 2004-2009 году Беларусь получала энергоресурсы — нефть и газ — по ценам, которые были существенно ниже рыночных.
В случае с газом ситуация выглядела следующим образом.
В 2004-2006 годах, когда среднеевропейская цена на газ составляла от 137 до 261 доллар за тысячу кубометров, Беларусь платила за этот объем только 47,8 доллара. В 2007-2009 годах эта диспропорция сохранилась. В результате, благодаря приобретению газа по относительно низким ценам, ежегодная экономия Беларуси составляла 3,25 млрд. долларов, отмечает в исследовании экономист Исследовательского центра ИПМ Елена Ракова.
Общий объем выгоды, полученной Беларусью от низких цен на газ за 6 лет, эксперт оценивает в 19,5 млрд. долларов.
Что касается нефти, то выгода Беларуси в этом направлении заключалась в том, что стране удавалось получать многие годы углеводородное сырье по ценам, близким к внутрироссийским. По экспертной оценке Елены Раковой, в 2004-2009 гг. Россия, поставляя в Беларусь нефть по низким ценам, предоставила Беларуси скрытых субсидий примерно на 18,2 млрд. долларов.
«Таким образом, можно сказать, что итоговая скрытая ценовая субсидия вследствие льготных поставок нефти и газа, которую можно рассматривать как некое особое конкурентное преимущество Беларуси, за шесть лет составила 37,7 млрд. долларов», — указывает в своем исследовании Елена Ракова.
Однако, отмечает эксперт, Беларусь не смогла рационально использовать полученное конкурентное преимущество.
«Этот своеобразный «энергетический грант» Беларуси со стороны России не был использован должным образом для модернизации энергетического сектора и всей экономики, что уже в среднесрочном периоде способствовало бы росту конкурентоспособности энергетического сектора», — полагает Елена Ракова.
Выгода, полученная от низких цен энергоносители, использовалась чаще всего неэффективно, утверждает автор исследования.
«Чаще всего эти деньги были использованы для инвестиций в сопутствующие бизнесы (частично социально мотивированные, например, на завершение газификации отдаленных населенных пунктов) или просто потрачены на поддержание неэффективной структуры сектора, которая не стимулирует инициативу и эффективность менеджеров», — говорится в исследовании.
В результате, отмечает автор проведенного исследования, энергетический сектор Беларуси остается нереформированным. «Белорусская энергетика нуждается в масштабных инвестициях — по правительственным оценкам, в более чем 31 млрд. долларов», — напоминает Елена Ракова.
Экономист Исследовательского центра ИПМ рекомендует начать структурные реформы в энергетическом секторе. В газовой отрасли, считает Елена Ракова, необходимо провести акционирование и приватизацию производственного объединения «Белтопгаз», а также «очистить» сектор от непрофильных активов.
В отношении нефтехимического комплекса эксперт рекомендует пойти на приватизацию двух нефтеперерабатывающих заводов, а также участков нефтепровода «Дружба». Причем приступить к приватизации, считает эксперт, необходимо уже в 2010 году.
В 2004-2009 году Беларусь получала энергоресурсы — нефть и газ — по ценам, которые были существенно ниже рыночных.
В случае с газом ситуация выглядела следующим образом.
В 2004-2006 годах, когда среднеевропейская цена на газ составляла от 137 до 261 доллар за тысячу кубометров, Беларусь платила за этот объем только 47,8 доллара. В 2007-2009 годах эта диспропорция сохранилась. В результате, благодаря приобретению газа по относительно низким ценам, ежегодная экономия Беларуси составляла 3,25 млрд. долларов, отмечает в исследовании экономист Исследовательского центра ИПМ Елена Ракова.
Общий объем выгоды, полученной Беларусью от низких цен на газ за 6 лет, эксперт оценивает в 19,5 млрд. долларов.
Что касается нефти, то выгода Беларуси в этом направлении заключалась в том, что стране удавалось получать многие годы углеводородное сырье по ценам, близким к внутрироссийским. По экспертной оценке Елены Раковой, в 2004-2009 гг. Россия, поставляя в Беларусь нефть по низким ценам, предоставила Беларуси скрытых субсидий примерно на 18,2 млрд. долларов.
«Таким образом, можно сказать, что итоговая скрытая ценовая субсидия вследствие льготных поставок нефти и газа, которую можно рассматривать как некое особое конкурентное преимущество Беларуси, за шесть лет составила 37,7 млрд. долларов», — указывает в своем исследовании Елена Ракова.
Однако, отмечает эксперт, Беларусь не смогла рационально использовать полученное конкурентное преимущество.
«Этот своеобразный «энергетический грант» Беларуси со стороны России не был использован должным образом для модернизации энергетического сектора и всей экономики, что уже в среднесрочном периоде способствовало бы росту конкурентоспособности энергетического сектора», — полагает Елена Ракова.
Выгода, полученная от низких цен энергоносители, использовалась чаще всего неэффективно, утверждает автор исследования.
«Чаще всего эти деньги были использованы для инвестиций в сопутствующие бизнесы (частично социально мотивированные, например, на завершение газификации отдаленных населенных пунктов) или просто потрачены на поддержание неэффективной структуры сектора, которая не стимулирует инициативу и эффективность менеджеров», — говорится в исследовании.
В результате, отмечает автор проведенного исследования, энергетический сектор Беларуси остается нереформированным. «Белорусская энергетика нуждается в масштабных инвестициях — по правительственным оценкам, в более чем 31 млрд. долларов», — напоминает Елена Ракова.
Экономист Исследовательского центра ИПМ рекомендует начать структурные реформы в энергетическом секторе. В газовой отрасли, считает Елена Ракова, необходимо провести акционирование и приватизацию производственного объединения «Белтопгаз», а также «очистить» сектор от непрофильных активов.
В отношении нефтехимического комплекса эксперт рекомендует пойти на приватизацию двух нефтеперерабатывающих заводов, а также участков нефтепровода «Дружба». Причем приступить к приватизации, считает эксперт, необходимо уже в 2010 году.