Продовольственная розница в Беларуси: кто есть кто?

Источник материала:  
07.06.2010 06:55 — Новости Экономики

На основе материалов Министерства торговли «Ежедневник» составил топ-10 крупных частных сетей, которые наиболее активно занимались развитием и поглощениями в продовольственной рознице страны.

Несколько месяцев назад Министерство торговли Беларуси подготовило анализ концентрации объектов розничной торговли в белорусской столице. Вывод, к которому пришли чиновники, очень интересен. Согласно данным исследования, доля некоторых частных компаний в общем объеме товарооборота продовольственных товаров Минска уже достаточно существенна. И со временем, пишут чиновники, она может превысить установленную законодательством величину, необходимую для признания положения субъекта хозяйствования на товарном рынке доминирующим.

Фактически это признание того, что белорусский частный ритейл (и в первую очередь его продовольственная составляющая) уже вышел на доминирующие позиции в этом секторе белорусской экономики. Причем что касается доминирования, речь пока идет не столько о Минске, где на розничном рынке доля государственной торговли достаточно высока и в отдельных районах сохранились в относительной неприкосновенности постсоветские торговые организации, а о подавляющем числе регионов. В отдельных из них (например, в Бресте и Бобруйске) частные сети практически полностью контролируют товарооборот продовольственных товаров.

«Ежедневник» составил топ-10 крупных частных сетей, которые в последние несколько лет наиболее активно занимались развитием и поглощениями в продовольственной рознице страны. Ко всем из них можно применить определение «межрегиональный оператор», а некоторые уже являются и национальными компаниями.

«НТС» («Родная сторона»)

СООО «НТС» - это головная структура группы компаний, которые оперируют в продовольственной рознице Минска, Минской, Брестской, Гомельской, Гродненской и Могилевской областей. Для того чтобы назваться национальным оператором, группе не хватает площадок только в Витебской области.

По оценкам экспертов, под контролем компаний группы находятся не менее 120 действующих магазинов и перспективных площадок, выкупленных у коммунальных властей вместе с несколькими торгами. Компании группы работают в основном под брендом «Родная сторона».


Основателем этого бизнеса является Игорь Чернявский, который занимался импортом консервов, потом алкоголя, а также дистрибуцией пива. В 2001 году стартовал его розничный проект. Специально созданная под него компания «Современные розничные технологии» открыла несколько магазинов под брендом «Корзинка» в Минске, Гомеле, Бресте, Лиде и Солигорске. Компания известна тем, что первой в Беларуси запустила франчайзинговый проект в продовольственной рознице: в 2006 году ее партнером стала гомельская сеть ОАОТ «Центр». В 2007 году «НТС» выкупил ее у местных властей.

Расцвет компании и сети, которая является на настоящий момент крупнейшим частным розничным оператором в стране, приходится на 2008 год после появления у Чернявского партнера - украинского банкира Николая Лагуна. Бывший акционер «Укрсоцбанка» после продажи своих акций создал собственный проект - «Дельта банк». В Беларуси он выкупил ЗАО «Атом-банк», создав на его базе дочернюю банковскую структуру, а также две небольшие страховые компании, реорганизованные в «Дельта Страхование».

На 2008 год приходится пик активности «НТС» на белорусском рынке M&A. Использовав в качестве тыла позиции в Гомеле, компания приобрела здесь еще два полугосударственных торга - «Зубр» и «Дабрабыт». В структуре «Зубра», контролирующего продовольственную розницу Советского района Гомеля, например, находятся не менее 20 продовольственных и около 10 промтоварных магазинов.

В Минске владельцы «НТС» избавились от некоторых «Корзинок» (для экспансии на рынке был придуман новый бренд - «Родная сторона»), которые продали «Белвиллесдену». Вместо них «НТС» купила два столичных универсама - «Заславль» (ОАО «Универсам «Заславль») и «Гродно-супер» (ОАО «Гродно-супер»). «Заславль» был вторым по прибыльности до кризиса, «Гродно-супер» - третьим, они уступали по этому показателю только витебской «Весте». «НТС», по некоторой информации, тогда же замахивался и на универсам «Северный», входящий в десятку самых финансово эффективных торговых ОАО в продуктовом ритейле. Но взять его под контроль не удалось.

Также в 2008 году «НТС» выкупил практически всю госторговлю Бобруйска. За год до этого два пищеторга - ОАО «Бобруйский горпищеторг» и ОАО «Торг-Универсал» - получило в управление ОАО «Агропромышленная компания «Дедново», аффилированная структура Евгения Кашпера и Александра Лифшица из Detroit Investments. Она занялась реструктуризацией бизнеса (в том числе, объединением двух пищеторгов) под готовившийся аукцион. В итоге можно сказать, что «Дедново» удалось оптимизировать городскую сеть. Перед кризисом она входила в число 25 самых прибыльных продуктовых ритейлеров среди ОАО.

Но неожиданно на аукционе появился новый игрок - «НТС», к тому времени подкрепленный вливаниями Лагуна. Первоначальная цена за 37 бобруйских магазинов была взвинчена с 14 млрд рублей до 23,5 млрд рублей, что стало и остается абсолютным рекордом для этой отрасли.

В Мозыре в 2008 году после одобрения сделки со стороны Антимонопольного комитета Украины было приобретено ОАО «Универсам «Центральный». Он стал базой для расширения сети «НТС» в этом городе.

Наконец, в декабре 2009 года «НТС» «взяла» Брест. За 4,5 млрд рублей компания выкупила у местных властей 52,5% одного из крупнейших местных операторов - ОАО «Продсервис».

«Евроторг» («Евроопт»)

Компания, начавшая свой розничный проект в 1996 году, в настоящее время одна из двух из нашего списка, к которой можно применить определение «национальный оператор». К витебской рознице, которая полностью контролируется государством и местными частными сетями, она не получила доступ. Но за счет магазина в Орше ее сеть проникла и в Витебскую область.


В состав холдинга, который контролируют из Вильнюса белорусские бизнесмены Сергей Литвин и Владимир Василько, входят также импортер продуктов питания и производители - Минский завод виноградных вин и Минский мелькомбинат. Кроме того, компания активно размещает заказы на производство под своими брендами за рубежом. Это позволяет «Евроторгу» развивать формат дискаунтеров, в которых цена может быть на 15-40% ниже, чем в других сетях. В первую очередь это относится к бакалее, рыбной, куриной продукции, овощным консервам и фруктам.

В составе сети на настоящий момент один гипердискаунтер в Минске и 26 дискаунтеров.

Наибольшее число торговых точек сосредоточено в Минске и в Мозыре. Мозырь появился в портфолио компании после крупной сделки в конце прошлого года, когда «Евроторг» купил сеть мозырского бизнесмена Воскана Чобаняна («Нелли»).

В стратегических планах компании создать сеть из не менее 55 дискаунтеров, которая охватит города с числом жителей не менее 50 тыс. человек.

«Белмаркеткомпани» («Белмаркет»)

Сеть охватывает Минск, Минскую и Могилевскую области и включает в себя около 60 действующих магазинов и площадок.
Это проект российского бизнеса - инвестиционной «дочки» «Альфа-Групп» А1 Group. Председатель совета директоров ИООО «Белмаркеткомпани» Александр Бабиков ранее возглавлял продовольственный департамент и был управляющим директором предтечи А1 - компании «Альфа-Эко».


Также в проекте принимает участие Международная финансовая корпорация. Из 83 млн долларов, которые участники запланировали вложить в проект, на МФК приходится 16 млн долларов.

←Белорусам не нано

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика