Аркадий Мошес: Беларусь не может рассчитывать на льготные цены на энергоносители без выполнения условий России
Источник материала: Deutsche Welle
02.06.2010 08:41
—
Новости Экономики
В интервью Deutsche Welle руководитель программы "Россия - ЕС" финского Института международных отношений Аркадий Мошес оценивает заявление президента Беларуси о возможности передачи России контроля над "Белтрансгазом".В интервью Deutsche Welle руководитель программы "Россия - ЕС" финского Института международных отношений Аркадий Мошес оценивает заявление президента Беларуси о возможности передачи России контроля над "Белтрансгазом".
По мнению руководителя программы "Россия - ЕС" финского Института международных отношений Аркадия Мошеса, покупка контрольного пакета "Белтрансгаза" не предоставит России больше возможностей для транзита. При этом Мошес заявил, что расчет Беларуси на беспошлинную нефть не возможен без перехода собственности белорусских нефтеперерабатывающих предприятий под контроль российских кампаний.
Deutsche Welle: Как можно оценить заявление Александра Лукашенко о возможной продаже контрольных пакетов акций "Белтрансгаза" и белорусских НПЗ в обмен на газ по внутрироссийским ценам и беспошлинную нефть?
Аркадий Мошес: Это предложение означает готовность Минска поторговаться и предложить россиянам то, чего, возможно, в нынешней ситуации они не очень-то и хотят, в обмен на получение дивидендов в виде низких цен на энергоносители. Связано это с тем, что в преддверии выборов Александр Лукашенко не может спокойно смотреть, как ухудшается экономическое положение Беларуси. Поэтому он делает то, что умеет – запускает переговорный процесс, чтобы, выдавая иногда одно за другое, получать дипломатические и экономические преимущества.
- Почему в Москве довольно сдержанно отнеслись к предложениям белорусского лидера?
- Потому что контрольный пакет "Белтрансгаза" принципиально ничего не добавляет к тем инструментам, которыми обладает Россия по транзиту газа через Беларусь. А в финансовом плане эта покупка в известной степени может затруднить действия российской стороны. Дело в том, что в России существует четкое представление о недопустимо высокой цене, которую она уже заплатила за 50 процентов акций "Белтрансгаза".
Был период, когда цены на газ росли, общая экономическая ситуация улучшалась, и "Газпром" мог планировать различные проекты, полагаясь на поддержку государства. Сегодня в условиях кризиса и борьбы за рынки сбыта, а также при прогнозируемом отсутствии роста цен на газ брать на себя дополнительные финансовые обязательства "Газпрому" не столь выгодно. Ему выгодно удобнее получать рыночную цену за свой продукт.
- И все-таки, может ли Беларусь рассчитывать на преференции по ценам на российскую нефть и газ?
- Я думаю, что на газ по внутрироссийским ценам рассчитывать крайне трудно. Мне кажется неоправданным также расчет на беспошлинную нефть без полного и безоговорочного перехода собственности белорусских нефтеперерабатывающих предприятий под контроль российских кампаний, без всяких "золотых акций".
- В связи со строительством "Северного потока" и трубопроводной системы БТС-2, а также появившейся информацией о строительстве в Усть-Луге нового НПЗ, насколько реальна потеря Беларусью преимуществ от статуса транзитной страны?
- С одной стороны, Беларусь не обладает монополией на транзит российского газа в Европу, позиции Украины тут сильнее, но даже Киев сталкивается в этом плане с незавидной перспективой. Положение Беларуси в складывающейся ситуации хоть и неуверенное, но оно далеко от катастрофического. Понятно, что если произойдет переориентация основной части транзита газа, который идет в Германию, на "Северный поток", то Минск потеряет и в денежном плане, и в плане статуса транзитного государства.
С другой стороны, в начале 2010 года был подписан договор между "Газпромом" и Польшей, согласно которому поставки газа в Польшу планируется увеличивать. Этот газ неминуемо пойдет через Беларусь, потому что Польша по соображениям принципиального характера отказывается брать газ, который придет в Германию по "Северному потоку", даже если это будет возможным.
А Беларуси надо будет искать пути укрепления своей энергетической и, более широко, своей экономической безопасности, исходя из того, что транзитных доходов будет меньше, но все-таки определенная "подушка безопасности" здесь сохраняется.
При этом Россия не скрывает также своих стратегических планов, которые касаются переориентации транзита и переработки части нефти, которая будет предназначена на экспорт. Этот процесс идет, и он должен определенным образом повлиять на принятие решений в Беларуси.
Ничего нового тут нет, мы получаем только дополнительные доказательства уже оформившихся тенденций. В прошлом году это было решение о строительстве трубопроводной системы БТС-2, которая должна бы заменить нефтепровод "Дружба". Сейчас речь идет о строительстве НПЗ в Усть-Луге. Все это звенья одной цепи, я думаю, что эта тенденция довольно сильна, и ее уже не остановить.
Беседовала: Галина Петровская
Редактор: Владимир Дорохов
Deutsche Welle(оригинал новости)