Как избавить инвестиции от чиновничьего тормоза?

Источник материала:  
01.06.2010 11:31 — Новости Экономики


Как избавить инвестиции от чиновничьего тормоза?Бизнес-сообщество предлагает создать механизмы воздействия на чиновников, которые тормозят реализацию инвестиционных проектов. По мнению предпринимателей, это позволит привлечь в отечественную экономику до 1 млрд. долларов.

«Надо юридически создать дамоклов меч для чиновников, которые принимают решения, направленные против бизнеса», — заявил на заседании Совета по развитию предпринимательства гендиректор ОО «БелПСП» Сергей Филиппов.

По его словам, десятки тысяч представителей бизнеса могут вложить от 10 до 30 тысяч долларов инвестиций в экономику, создать что-то свое и развиваться. Объем инвестиций может составить до 1 млрд. долларов.

Однако чиновники на местах своей неповоротливостью и боязнью принять решение в пользу бизнеса, особенно когда дело касается предоставления земельных участков для реализации инвестпроектов, препятствуют вложению денежных средств. «Они боятся брать на себя ответственность», — подчеркнул Филиппов.

Предложение белорусского бизнеса по поводу мер воздействия на неповоротливых чиновников, между тем, совпадает с позицией президента. «Предупреждаю, что любой сигнал о нерешении того или иного вопроса по инвесторам будет восприниматься мною как саботаж. С неразворотливостью и бюрократизмом пора заканчивать», — заявил глава государства в своем обращении к народу и парламенту.

Александр Лукашенко потребовал дать свободу инвесторам и не только иностранным, но и отечественным. «Надо немедленно выправлять эту ситуацию. К нам приходят не бедные люди — с миллионами инвестиций, которые они готовы вкладывать в Беларусь. А мы по 4-5 лет волокитим те или иные проекты. А чего мы боимся, собственного говоря? Когда человек идет к нам в страну, вкладывает собственные деньги, он же не у нас их просит».

Председатель правления немецко-белорусского экономического клуба Клаус Байер также отмечает, что ключевая проблема в вопросе привлечения инвестиций — отношение чиновника к бизнесу. «Надо менять отношения к инвестору. В Германии у меня была бы возможность воздействовать на чиновника, которому все равно, будут инвестиции или нет. В Беларуси также надо создавать инструменты, позволяющие обжаловать решение административных органов».

По мнению Филиппова, при райисполкомах, горисполкомах необходимо создать комиссии по предпринимательству, которые могли бы принимать меры в отношении чиновников. Также можно создать консультационные центры и независимые экспертные комиссии, куда можно обратиться в случае произвола чиновников.

Но одними чиновниками проблемы инвестирования в отечественную экономику для белорусского бизнеса не ограничиваются. Для иностранного бизнеса созданы более привлекательные условия для работы. Кроме того, отечественный частный бизнес ограничен в возможностях доступа к кредитным ресурсам в отличие от государственного бизнеса.

«Мы не имеем льгот и преференций, которые дают иностранным инвесторам, в частности, работающим в сельской местности. Сложно, например, получить кредит без залога. Если надо кредит на 20 млн. рублей, обеспечь залог на эту сумму», — описал ситуацию гендиректор ООО «Белинтертранс» Вячеслав Довнар.

По его словам, некоторые частные компании вынуждены искать иностранных инвесторов для создания современных транспортно-логистических терминалов, так как в белорусских банках почти невозможно получить заемные средства на эти цели. В то же время государственным структурам госбанки такие кредиты выдают, привлекая для этих целей других инвесторов.

Касаясь доступа к заемным средствам, Довнар напомнил, что в 2008 году белорусские международные перевозчики вышли на уровень экспорта услуг в 650 млн. долларов. «Тогда все банки беспрепятственно выдавали кредитные ресурсы. И мы были готовы обеспечить 1 млрд. долларов от экспорта услуг».

Однако в дальнейшем бизнесменам не были созданы условия для получения финансирования и приобретения подвижного состава. В 2009 году перевозчики ввезли только 100 автомобилей в Беларусь. «Я сам лично обошел все банки. Кто-то сказал, что учредители запретили финансировать проекты, связанные с приобретением подвижного состава, кто-то говорил, что это не наше направление, и мы не собираемся вас финансировать».

Иностранные инвестиции для частного бизнеса, по словам Довнара, закрыты: «Мы не имеем туда доступа». Вместе с тем, по его словам, ставка на иностранных инвесторов, приходящих в Беларусь со своими деньгами и проектами, зачастую неоправданна.

«Иностранное предприятие после регистрации СП в Беларуси и получения льгот и преференций действует следующим образом. Заключает кредитные договоры с нашими банками на частичное финансирование своих проектов, а в целях получения дополнительных финансовых средств по возможности распродают по частям еще не реализованный инвестиционный проект.

Полученные средства направляются на создание видимости реализации проекта, причем, делается это как можно с меньшими затратами. Поэтому ни о каких новейших технологиях, внедрение которых очевидно, речи не идет. Такие лжеинвесторы сокращают социальную часть проекта, так как она сама по себе не сулит быстрой выгоды. В итоге финансовые результаты белорусского инвестиционного проекта благотворно сказываются на состоянии иностранного инвестора».


Андрей КОЖЕМЯКИН
←Беларускія трактары для Афрыкі збяруць у Латвіі

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика