Нацбанк опасается за интенсивный рост уровня внешнего долга
01.06.2010
—
Новости Экономики
Национальный банк Беларуси обнародовал доклад "Финансовая стабильность в Республике Беларусь в 2009 году". На первый взгляд название обзора говорит само за себя. Однако эксперты главного банка страны позволили несколько довольно критических замечаний.В частности, в Нацбанке полагают, что "интенсивный рост уровня внешнего долга в текущих условиях представляет значительный риск". Хотя даже международные эксперты уверяли, что внешний госдолг Беларуси не так опасен, как его представляют.
В докладе Нацбанка, в частности, говорится, что "в условиях ограниченных возможностей привлечения капитала частным сектором финансирование возросшего дефицита счета текущих операций было обеспечено преимущественно посредством заимствований органами госуправления и денежно-кредитного регулирования, что привело к значительному росту совокупного внешнего долга". Там также отмечается, что "интенсивный рост уровня внешнего долга в условиях высокого дефицита внешней торговли повышает уязвимость экономики и представляет значительный риск с точки зрения внешней стабильности и платежеспособности вследствие значительного роста расходов на его обслуживание в дальнейшем".
Дефицит счета текущих операций был профинансирован за счет притока капитала и финансовых ресурсов в объеме 8,3 млрд долларов, что в 1,9 раза выше, чем в 2008 году. При этом 51,9% чистого притока капитала составило привлечение исключительного финансирования. Как пояснили в Нацбанке, "исключительное финансирование – финансирование, привлекаемое органами госуправления и денежно-кредитного регулирования для обеспечения покрытия разрыва финансирования, сложившегося в результате ухудшения платежного баланса и сокращения международных резервных активов (в 2009 году – кредиты МВФ, Российской Федерации, Всемирного банка, распределение СДР МВФ, синдицированный кредит российских банков Министерству финансов Республики Беларусь на общую сумму 4,3 млрд долларов). Чистое привлечение иностранных финансовых ресурсов в форме коммерческих (торговых) кредитов за 2009 год составило 656,6 млн долларов, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 367,5 млн долларов.
Рост объемов привлечения исключительного финансирования способствовал существенному росту внешнего долга Республики Беларусь. По предварительным данным, на 1 января 2010 г. объем долговых обязательств экономики по сравнению с началом года увеличился на 45,4% и составил 22 млрд долларов, или 45% годового ВВП. В структуре совокупного валового долга около 40% составляет государственный долг, который бременем ложится на бюджет и население. За 2009 год внешний госдолг Беларуси увеличился в 2 раза до 7,9 млрд долларов. В первом квартале 2010 года подобная динамика продолжилась. По данным Минфина, внешний госдолг Республики Беларусь за март увеличился на 10,2% и на 1 апреля 2010 года был на уровне 8,45 млрд долларов при утвержденном лимите 9,5 млрд. Внутренний госдолг Беларуси за март 2010 года увеличился на 0,5% и составил на начало апреля Br8335,5 млрд.
Недавно президент Лукашенко своим указом увеличил лимит внешнего госдолга на 1,5 млрд долларов – до 11 млрд долларов. Документ был принят параллельно с решением разместить евробонды на 2 млрд долларов в 2010-2011 гг за пределами страны. Хотя эксперты не исключают, что данное решение следует рассматривать, как продолжение кредитного сотрудничества с Международным валютным фондом, который в 2009 году был главным донором белорусской экономики (3,5 млрд долларов). Сначала власти Беларуси и МВФ перенесли вроде как разговор на эту тему на осень. Хотя А.Лукашенко на встрече со студентами и преподавателями вузов Могилевской области заявил о продолжении переговоров с Фондом, считая возможным заключение новых договоренностей по программе stand-by. "Сегодня мы с ними ведем диалог, ведем переговоры. И я уверен, мы договоримся об очень выгодных условиях", - сказал президент.
Официальные лица утверждают, что серьезных проблем с обслуживанием государственного долга нет. В 2010 году страна будет выплачивать в основном процентные платежи. Их Министерство финансов тоже расценивает как комфортные.
Экс-глава Нацбанка Беларуси Станислав Богданкевич отмечает, что "большинство взятых Беларусью кредитов долгосрочны, однако это не значит, что время рассчитываться по долгам не наступит никогда". Вместе с тем он предостерегает власти страны от дальнейшего наращивания внешней задолженности из-за того, что эти ресурсы идут не на развитие, не создают основу для возврата заимствований, а фактически проедаются. "Они идут на оплату дефицита торгового баланса", – утверждает Богданкевич. Глава государства убежден, что все деньги, которые Беларусь получила от МВФ, остаются в резерве страны, в Национальном банке. "Мы же их не проели. Мы не использовали их для выплаты зарплат и даже для роста производства", - сказал он.
В докладе Нацбанка, в частности, говорится, что "в условиях ограниченных возможностей привлечения капитала частным сектором финансирование возросшего дефицита счета текущих операций было обеспечено преимущественно посредством заимствований органами госуправления и денежно-кредитного регулирования, что привело к значительному росту совокупного внешнего долга". Там также отмечается, что "интенсивный рост уровня внешнего долга в условиях высокого дефицита внешней торговли повышает уязвимость экономики и представляет значительный риск с точки зрения внешней стабильности и платежеспособности вследствие значительного роста расходов на его обслуживание в дальнейшем".
Дефицит счета текущих операций был профинансирован за счет притока капитала и финансовых ресурсов в объеме 8,3 млрд долларов, что в 1,9 раза выше, чем в 2008 году. При этом 51,9% чистого притока капитала составило привлечение исключительного финансирования. Как пояснили в Нацбанке, "исключительное финансирование – финансирование, привлекаемое органами госуправления и денежно-кредитного регулирования для обеспечения покрытия разрыва финансирования, сложившегося в результате ухудшения платежного баланса и сокращения международных резервных активов (в 2009 году – кредиты МВФ, Российской Федерации, Всемирного банка, распределение СДР МВФ, синдицированный кредит российских банков Министерству финансов Республики Беларусь на общую сумму 4,3 млрд долларов). Чистое привлечение иностранных финансовых ресурсов в форме коммерческих (торговых) кредитов за 2009 год составило 656,6 млн долларов, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 367,5 млн долларов.
Рост объемов привлечения исключительного финансирования способствовал существенному росту внешнего долга Республики Беларусь. По предварительным данным, на 1 января 2010 г. объем долговых обязательств экономики по сравнению с началом года увеличился на 45,4% и составил 22 млрд долларов, или 45% годового ВВП. В структуре совокупного валового долга около 40% составляет государственный долг, который бременем ложится на бюджет и население. За 2009 год внешний госдолг Беларуси увеличился в 2 раза до 7,9 млрд долларов. В первом квартале 2010 года подобная динамика продолжилась. По данным Минфина, внешний госдолг Республики Беларусь за март увеличился на 10,2% и на 1 апреля 2010 года был на уровне 8,45 млрд долларов при утвержденном лимите 9,5 млрд. Внутренний госдолг Беларуси за март 2010 года увеличился на 0,5% и составил на начало апреля Br8335,5 млрд.
Недавно президент Лукашенко своим указом увеличил лимит внешнего госдолга на 1,5 млрд долларов – до 11 млрд долларов. Документ был принят параллельно с решением разместить евробонды на 2 млрд долларов в 2010-2011 гг за пределами страны. Хотя эксперты не исключают, что данное решение следует рассматривать, как продолжение кредитного сотрудничества с Международным валютным фондом, который в 2009 году был главным донором белорусской экономики (3,5 млрд долларов). Сначала власти Беларуси и МВФ перенесли вроде как разговор на эту тему на осень. Хотя А.Лукашенко на встрече со студентами и преподавателями вузов Могилевской области заявил о продолжении переговоров с Фондом, считая возможным заключение новых договоренностей по программе stand-by. "Сегодня мы с ними ведем диалог, ведем переговоры. И я уверен, мы договоримся об очень выгодных условиях", - сказал президент.
Официальные лица утверждают, что серьезных проблем с обслуживанием государственного долга нет. В 2010 году страна будет выплачивать в основном процентные платежи. Их Министерство финансов тоже расценивает как комфортные.
Экс-глава Нацбанка Беларуси Станислав Богданкевич отмечает, что "большинство взятых Беларусью кредитов долгосрочны, однако это не значит, что время рассчитываться по долгам не наступит никогда". Вместе с тем он предостерегает власти страны от дальнейшего наращивания внешней задолженности из-за того, что эти ресурсы идут не на развитие, не создают основу для возврата заимствований, а фактически проедаются. "Они идут на оплату дефицита торгового баланса", – утверждает Богданкевич. Глава государства убежден, что все деньги, которые Беларусь получила от МВФ, остаются в резерве страны, в Национальном банке. "Мы же их не проели. Мы не использовали их для выплаты зарплат и даже для роста производства", - сказал он.