Всё ближе конец гегемонов

Источник материала:  


Запад рассчитывал, что накопленный капитал его банков и фондов позволит ему сколь угодно долго контролировать и мировое производство, и накопление, и структуру мирового рынка. Все, казалось, гарантировало незыблемость установленного миропорядка - и промышленный потенциал, имеющий гарантированную финансовую поддержку, и преимущества в технологиях, и процесс выкачивания кадров со всего мира, и развал единственного серьезного конкурента - СССР.


Даже этикетка была придумана - «постиндустриальное общество». Однако глобализация, успехи Китая и масса излишних для мировой экономики долларов, сосредоточенных в различных фондах, сделали неизбежным мировой кризис перепроизводства. Который, в свою очередь, похоронил все надежды это постиндустриальное общество построить.

ЧТО ПЛАНИРОВАЛОСЬ?

Запад сосредоточивает у себя высокотехнологичные производства, финансовые услуги, инжиниринг, раздает по аутсорсингу работу в страны с более дешевой рабочей силой. В других странах поддерживается режим «свободной рыночной экономики» с открытой экономической границей, коррупцией и социальным расслоением.

Режим неэквивалентного обмена поддерживается за счет монопольно низких цен на поставляемую на Запад продукцию (конкуренция высока), монопольно высоких цен на западную продукцию, дороговизны финансовых услуг и условий передачи технологий. Порядок цен контролируется через биржи, на которых все определяют крупные (т.е. западные) игроки. Накопления других стран изымаются Западом как посредством скупки перспективных предприятий, так и вывоза капитала коррупционеров и компрадоров. Например, из России в 1991-2008гг. чистый отток капитала составил не менее $2 трлн. На самом Западе высокими налогами, социальными трансфертами поддерживается высокий уровень жизни, что позволяет получать желаемый уровень иммиграции. Регулированием объема госрасходов планировалось подавлять неизбежные рецессии, не позволяя им переходить в кризисы перепроизводства.

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ?

Экспансия китайского экспорта сделала привычные методы управления рынком для стран Запада почти бесполезными. 50 лет успешно давили рецессию ростом госрасходов, теперь невозможно просчитать, какая часть эмиссии достанется китайцам, а какая - пойдет на поддержку своих производителей. Да и где они, эти производители! Если уж в Европе промышленность дает в ВВП лишь 17%, основным кормильцем стал финансовый сектор, а он прибыль добывает вне стран Запада. Отсюда - странный феномен: при обвале мировой торговли на треть и росте безработицы ВВП стран Запада снизился незначительно. И Запад всячески уговаривает другие страны открывать свои экономики для ввоза-вывоза капитала.

Глобализация привела к тому, что процесс выноса производств стал неуправляем. Еще в кризис 70-х гг. крупные международные концерны выносили производство на свои филиалы, управляя их загрузкой так же, как и отечественными предприятиями. Теперь аутсорсингом пользуются и малые, и средние компании. Дорогая западная рабочая сила проигрывает конкуренцию уже не только китайской. К тому же при такой организации производства невозможно планировать работу даже крупных корпораций. Вместо расходов на НИОКР сегодня выгоднее купить конкурента. Неудивительно, что в последние годы на Западе почти не появлялись технологии, которые были бы недоступны даже для китайцев.

Существенной угрозой стабильности экономики стран Запада стала растущая самостоятельность мирового финансового центра, включающего разнообразные (инвестиционные, хеджевые и пр.) международные фонды. Эти фонды к 2008г. вдребезги разнесли биржи, надув «пузыри» и на нефти, и на металлах, и на недвижимости, и на рынке акций. В результате биржи окончательно перестали показывать объективную картину экономики. А по миру мечутся громадные деньги, пытающиеся спастись от инфляции.

США слишком долго финансировали свое строительство Pax Americana, просто печатая деньги и в порядке борьбы с инфляцией выталкивая избыточную ликвидность из страны. В кризис все страны влезали в долги, спасая свою финансовую систему и своих производителей. Да, выросли валютные запасы некоторых стран, но все большие средства через оффшоры и отмывки просачиваются в независимые фонды. Эти фонды не связаны никакими социальными или национальными обязательствами. Они не будут работать над сохранением рабочих мест или повышением пенсий. А приход-уход таких денег в состоянии развалить любую экономику!

Экономическая политика стран Запада в тупике. Чтобы мир вернулся к конфигурации сил типа «постиндустриального общества» и «англосаксонской финансовой системы», требуются исчезновение с карты мира Китая и стерилизация средств международных финансовых фондов. И то - никаких гарантий: место Китая немедленно попробуют занять Индия и Бразилия, а фонды начнут возникать снова и снова. Мировая экономика выведена из состояния равновесия, а правительства стран Запада, как, впрочем, и белорусское, только отбиваются от текущих проблем.

ЧЕГО ЖДАТЬ?

В мире нарастает вероятность «революции цен» - нечто похожее на то, что творилось на наших рынках в начале 1990-х гг. В европейском масштабе в последний раз такое случалось в XVI в., когда в Испанию массой стали приходить «золотые» и «серебряные» галионы из Америки. Испании тогда эта революция обошлась дорого: из мирового гегемона страна в кратчайшие сроки превратилась во второразрядную европейскую страну, с трудом защищающую даже свою независимость. И новая «революция цен» тоже обещает изменения в конфигурации мировых сил.

Выглядит абсолютно неизбежным снижение уровня зарплат и соцстандартов для населения стран Запада. Возможно, за счет инфляции. Во всяком случае, для его части, занятой простым трудом. Так что Латвия, Венгрия, Греция - лишь первые ласточки. Кризис кончится не завтра.

А что Беларусь? Объективные процессы, которые идут в мировой экономике, для нас неблагоприятны. Мы серьезно запоздали с модернизацией промышленности и только начали диверсификацию рынков сбыта. А борьба предстоит жестокая. Мы катастрофически теряем время, и нет надежд на помощь России: ее модернизация в нынешней социально-политической системе просто невозможна. Россия станет полем битвы между корпорациями Запада и Китая. Беларуси в этой битве могут достаться только крохи. А теснимые конкурентами российские олигархи постараются отыграться на постсоветском пространстве. И отбиваться будет тяжко.
←Беларусь ждет от МВФ консультаций, а не кредитов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика