Что стоит за особым статусом рыбы в белорусской экономике
Рыба - как мелкая сошка для белорусского бюджета и экономики
Иррациональная одержимость рыбой становится очевидной при оценке места данного товара в объеме производства белорусской экономики, а также его значения для населения и госбюджета. В 2009 году в структуре расходов на продукты питания на рыбу приходилось всего 5,5%. В среднем домашнее хозяйство тратило в месяц 23,9 тысячи рублей в месяц или около 8,6 доллара.
Это значит, что население страны в 2009 году сформировало годовой спрос на рыбу в объеме около 385 млн долларов. Эта сумма составляет 1,6% от всех денежных расходов домашних хозяйств. Очевидно, что для белорусов рыба не является стратегическим, социально значимым и незаменимым товаром. По разным причинам мы до сих пор предпочитаем мясо, картошку и колбасу.
Оценим долю этого товара в промышленном производстве и внешней торговле. В 2009 году объем производства пищевой промышленности составил 19,26 трлн рублей. Доля рыбного сектора составила 3,8%, в объеме промышленной продукции и вовсе мизерную величину - 0,6%. В общем объеме импорта товаров доля рыбы составила 0,9%, а в экспорте - 0,4%. Что касается налоговых поступлений от производителей рыбы, то они гораздо меньше дотаций и государственной помощи, которые те получают.
Как стать миллионером - ввести монополию на рыбу
Повышение статуса рыбы до стратегически важного, ценного и незаменимого товара вылилось в жесткое регулирование ее коммерческого оборота. Минсельхозпрод лицензирует ведение рыболовного хозяйства, а Управление делами президента - переработку, консервирование рыбы и морепродуктов. Квоты, сертификаты, таможенные пошлины, регулирование цен - при помощи такого бюрократического арсенала можно как угодно сформировать рынок рыбы.
В то же время обыкновенные потребители вынуждены платить за рыбу и морепродукты в 2-4 раза больше (в зависимости от вида продукции), чем жители соседних Литвы и Польши. На таких схемах два-три десятка отечественных "рыбаков" успешно стали долларовыми мультимиллионерами.
Среднегодовая чистая прибыль на продаже рыбы и рыбных продуктов оценивается на 60-80 млн долларов. Одно дело, когда эти деньги получает тысяча малых и средних компаний, которые продают белорусскую или импортную рыбу. Другое - когда их делит небольшая группа рыбных олигархов. Деньги, заработанные на рыбе, сегодня позволяют этим людям скупать не только инфраструктуру рыбного рынка, но и осуществлять экспансию на рынки других товаров.
Предпродажная подготовка рыбного сектора
Указ президента № 194 "Об обеспечении внутреннего рынка республики рыбой и морепродуктами, продуктами их переработки" не ликвидирует порочные рыбные практики, а всего лишь переформатирует их. Одно остается незыблемым. Указ в очередной раз закрепляет "за государством исключительное право на осуществление импорта пресноводной рыбы, продуктов переработки рыбы и морепродуктов…"
Сейчас этими предприятиями будут управлять местные органы власти. Хрен редьки не слаще. Нет оснований считать, что местные бюрократы окажутся лучшими менеджерами, чем чиновники из Минска.
Принятие указа № 194 продиктовано целым рядом факторов.
Во-первых, перед президентскими выборами надо задобрить местную номенклатуру. Отныне рыбную ренту будут пожирать местные князьки, которые уже по сложившейся дурной традиции не будут пускать на свои локальные рынки рыбную продукцию из других областей.
Во-вторых, рыбный провал (как по производству, так и по импорту) оказался таким оглушительным, что правительству нужно было "что-то делать".
В-третьих, люди, которые стали мультимиллионерами на рыбе, готовы к активной приватизации рыбной инфраструктуры страны. С местным начальством договориться проще, да и процедура приватизации убыточных рыбных объектов из коммунальной собственности проще, чем из-под крыла Управления делами президента.
Коммерчески "мертвые" белорусские озера и реки
Синеокой нашу страну называют из-за обилия великолепных озер. В Беларуси около 21 тысячи рек, 11 тысяч озер и около 150 водоемов. Это очень большой водный ресурс. К сожалению, он, как и земля, лежит мертвым грузом и практически не вовлечен в коммерческий оборот. Объем упущенной выгоды исчисляется миллиардами долларов.
Мы почти в 8 раза больше импортируем рыбы, чем производим у себя в стране.
В сложившейся ситуации указы типа № 194 для радикального изменения ситуации с рыбой (резкое снижение цены до уровня мировой, расширение ассортимента и рост внутреннего производства) бесплодны и бессмысленны.
Чтобы дешевая, качественная рыба чаще бывала на столе каждого белоруса нужно совсем немного:
1) отменить лицензирование всех коммерческих операций с рыбой;
2) продать в частную собственность или передать в доверительное управление на 50 лет 80% всех озер страны. Многие люди, которые сегодня испытывают проблемы с занятостью, превратятся в аквафермеров, создадут малые предприятия, легко накормят страну и еще смогут экспортировать часть продукции, если будут применять современные технологии;
3) снять все ограничения на продажу рыбы внутри страны;
4) отменить ценовое регулирование рыбы и перейти на добровольный порядок ее сертификации. В этом случаи магазины сами будут выбирать надежных поставщиков и следить за безопасностью товара для потребителей.
Рыба - несомненно, полезный и ценный пищевой продукт. Для нескольких десятков белорусских мультимиллионеров он открыл дорогу к богатству и процветанию. Собственно, при желании любой товар может постичь такая судьба. Нужно только ввести лицензирование на его производство и импорт, включить его в группу социально значимых, начать регулировать цены и определить одного-двух производителей и импортеров данного товара под надзором Управления делами производства.
Рыба и рыбопродукты Беларуси:
баланс производства, потребления, экспорта и импорта, тысяч тонн
Источник: Балансы ресурсов и использования важнейших видов продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров в Республике Беларусь. Нацстат РБ 2009
Рыбная история: отдельные экономические показатели рыбного сектора Беларуси
Источник: Белстат РБ 2007-2010 гг.