БЕЗ СУДА НЕ РАЗОБРАТЬСЯ
06.05.2010
—
Новости Экономики
Никак не могу разобраться в нефтяных спорах между Россией и Беларусью. С чего все началось? Кто теперь может разрешить возникшую проблему? Хотелось бы услышать комментарий юристов.
Г. Пореченкова, г. Бегомль
Нефтяные споры Беларуси и России теперь будет решать суд ЕврАзЭС, функции которого выполняет Экономический суд СНГ.
Предыстория событий такова. Телетайпограммой первого заместителя Федеральной таможенной службы Российской Федерации дано указание с 1 января 2010 года взимать пошлины на продукты переработки нефти, поставляемые из Российской Федерации в Республику Беларусь. С 1 апреля 2010 года ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, вывозимые из России в Беларусь, применяются в размере, установленном Постановлением правительства Российской Федерации от 29 марта 2010 года №187.
По мнению белорусской стороны взимание пошлин неправомерно ввиду того, что Беларусь и Россия являются участниками целого ряда международных договоров, предусматривающих режим свободной торговли между государствами-участниками Таможенного союза.
Как сообщило Министерство юстиции Республики Беларусь, белорусская сторона неоднократно пыталась решить вопрос пошлин в ходе переговоров и консультаций, однако все они завершились безрезультатно.
Введение указанных вывозных таможенных пошлин поставило под угрозу остановки ряд крупнейших нефтехимических предприятий Беларуси, имеющих, в том числе, тесные связи с аналогичными предприятиями России.
Белорусская сторона вынуждена была обратиться в международную судебную инстанцию для защиты своих прав и законных интересов с требованием отменить вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты и поставляемое на белорусские нефтеперерабатывающие заводы российское нефтехимическое сырье.
Рассмотрим сложившуюся ситуацию исключительно с правовой точки зрения. Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен ряд международных соглашений, предусматривающих режим свободной торговли без изъятий и ограничений. В частности, согласно статье 8 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года Беларусь и Россия подтвердили свои обязательства обеспечивать во взаимной торговле реализацию в полном объеме режима свободной торговли товарами без изъятий и ограничений на основе действующих между Сторонами Договора двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле. При этом Сторонами в качестве одной из целей функционирования режима свободной торговли, согласно пункту а) статьи 9 указанного Договора, провозглашено неприменение тарифных и количественных ограничений в отношении товаров, происходящих с таможенной территории одной Стороны и вывозимых (ввозимых) на таможенную территорию другой Стороны, и предназначенных для свободного обращения на таможенной территории Сторон.
Согласно Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, Стороны выразили готовность в полной мере выполнять обязательства, принятые ими в соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 года, Соглашением о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года.
Согласно статье 2 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества, ЕврАзЭС создано для эффективного продвижения процесса формирования Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства. Ранее заключенные Сторонами между собой договоры, а также решения органов управления интеграцией продолжают действовать в части, не противоречащей Договору.
Обязательства по выполнению всех заключенных ранее договоров в рамках Таможенного союза подтверждены решениями Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана) на уровне глав государств. Этими решениями глав Беларуси, России и Казахстана в перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, включены, в том числе Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 года, Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года.
Согласно условиям Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года (часть первая статьи 3) с момента создания единой таможенной территории Стороны не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры.
Также между Республикой Беларусь и Российской Федерацией существует ряд двусторонних соглашений, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и устанавливающих неприменение таможенных пошлин на экспорт и (или) импорт товаров, происходящих из таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенной территории другой Договаривающейся Стороны.
В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о свободной торговле от 13 ноября 1992 года Договаривающиеся Стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие на экспорт и (или) импорт товаров, происходящих из таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенной территории другой Договаривающейся Стороны. Исключения из данного торгового режима по согласованной номенклатуре товаров оформляются отдельным протоколом или соглашением, являющимися неотъемлемой частью данного Соглашения.
В соответствии с Протоколом о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 года Стороны договорились о введении с 1 января 1995 года режима свободной торговли между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в полном объеме без изъятий и ограничений, указанных в статье 1 Соглашения от 13 ноября 1992 года, и о прекращении действия Протокола об изъятиях к Соглашению от 22 января 1993 года.
Согласно подпункту а) пункта 2 статьи 1 Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 года в качестве одного из основных принципов формирования Таможенного союза подтверждена необходимость отмены в торговле между государствами Договаривающихся Сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие. Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 2 указанного Соглашения о Таможенном союзе от 6 января 1995 года Стороны взяли обязательства по практической отмене тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле в соответствии с Протоколом от 6 января 1995 года.
Единственным изъятием из беспошлинного режима торговли между Республикой Беларусь и Российской Федерацией на сегодняшний день являются отношения по поставкам нефти сырой. Данное изъятие основывается на специальном двустороннем международном договоре – Соглашении между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 года и Протоколе о внесении изменений в данное Соглашение от 27 января 2010 года. Согласно указанному Соглашению нефть сырая, вывозимая из Российской Федерации в Республику Беларусь, облагается вывозной таможенной пошлиной в соответствии с этим Соглашением. Иных изъятий из режима беспошлинной торговли не установлено.
Конституцией Российской Федерации установлен приоритет норм международного законодательства над законодательством национальным. Следовательно, нормы, содержащиеся в международных договорах, заключенных Российской Федерацией, обязательны к применению на территории Российской Федерации и имеют приоритет над нормами национального законодательства.
Таким образом, основываясь на приведенных выше нормах международных договоров, участниками которых являются и Россия, и Беларусь, автор делает вывод о том, что взимание российской стороной пошлин на нефтепродукты, поставляемые с территории Российской Федерации в Беларусь, неправомерно и противоречит заключенным между белорусской и российской сторонами международным договорам.
Следовательно, имеет место ожидание того, что аналогичная оценка действиям российской стороны будет дана Экономическим судом СНГ, до 1 июля выполняющим т.г. функции Суда ЕврАзЭС.
Елена ПЛАВИНСКАЯ, директор юридической компании