Кому тюрьма, кому мать родная
03.05.2010
—
Новости Экономики
Похоже, свежие идеи по либерализации условий экономической деятельности в стране иссякли. В соответствующих правительственных мероприятиях осталось поставить лишь 2-3 галочки. Динамизм процесса теряется, хотя задачи, стоящие перед страной, требуют дальнейших активных действий.
Даже президент в ежегодном послании белорусскому народу и парламенту назвал только три известных акта, которые планируется принять в этом году. В ближайшее время будет издан новый указ президента - «О лицензировании отдельных видов деятельности», - направленный на упрощение процедур. На рассмотрении парламента - законопроект по вопросам приватизации гос-имущества. Готовится к принятию проект закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Документы, безусловно, нужные. Но охватывают они далеко не все вопросы деловой среды.
Нет и обобщающего анализа последствий уже принятых мер. К всевозможным рейтингам Всемирного банка необходимо относиться с известной долей скепсиса - 58-е место по условиям ведения бизнеса может быть обусловлено не только реальным влиянием на экономику принятых мер, но и политической мотивированностью рейтингодателей в целях продвижения Беларуси к экономическим реформам. Может ли Минэкономики сообщить, какой экономический эффект получен от реализованных мер? Есть ли данные опросов различных групп об их оценке изменений степени экономической свободы?
В некоторых вопросах либерализация коснулась не только предпринимателей, но и чиновников. В т.г. местным органам разрешено самостоятельно устанавливать размер земельного налога. У меня есть участок земли под Минском. С этого года налог на него я должен платить в семь раз больший, чем в прошлом. Например, в Сёмковом Городке есть участки, где налог достигает Br30 тыс. за сотку. Какие такие белоснежные пляжи с субтропическим климатом находятся неподалеку от этого поселка? Или власти задумали соорудить подвесную канатную дорогу Сёмков Городок - центр Минска?
Налог на землю привязан к кадастровой стоимости этой земли. Она в свое время определялась исходя из рыночной стоимости - за базу бралась реальная цена при купле-продаже участков. Но кадастровая стоимость сформировалась несколько лет назад во время высоких цен на участки. Сейчас цены заметно снизились. Позволить себе купить участок могли достаточно обеспеченные люди, которые фактически и сформировали нынешний уровень земельного налога. Но это только 3-4% населения. Общие налоги не могут быть ориентированы на высокооплачиваемых граждан. Кроме того, любое их повышение также должно быть обосновано. Для рядовых жителей тезис, что в местных бюджетах нет денег, - слабое утешение. А когда было много денег, жители наблюдали серьезные вложения в местную инфраструктуру?
За участок в 25 соток в Сёмковом Городке человеку придется выложить Br750 тыс., а это сопоставимо с размером годового подоходного налога для некоторых категорий работающих. Таким образом, существующая ныне методика расчета земельного налога искажает его суть. В то же время указом от 9 марта 2010г. «Об отдельных вопросах налогообложения» местным советам депутатов предоставлено право увеличивать (уменьшать) в т.г., но не более чем в два раза, ставки земельного налога и налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков.
Я допускаю дифференцирование налога в зависимости от того, как используется земля. Он может быть ниже для обрабатываемых в целях получения сельхозпродукции участков и выше для не возделываемых земель, которые используются владельцами пригородных коттеджей для разбивки аллей, цветников, а то и вовсе пустуют. За комфорт надо платить. Такой подход может стать дополнительным стимулом роста сельхозпроизводства на приусадебных участках. Существует же повышенная плата за техобслуживание и капремонт квартир, где никто не прописан.
Реализуется госпрограмма по разработке программно-технического комплекса по автоматизации процесса расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде. С апреля стоимость программного обеспечения и электронного ключа, т.е. кода для отправки налоговых деклараций в инспекции в электронном виде, составляет Br318 тыс. Нетрудно подсчитать, что если все субъекты хозяйствования внедрят эту систему, то доходы неких программистов составят не один и не два десятка миллионов долларов. А ведь новая процедура призвана не только облегчить условия труда бухгалтеров, но и уменьшить численность налоговых инспекций. Резонно было бы затраты по разработке программного обеспечения (достаточно простого) покрыть экономией фонда зарплаты налоговиков. И тогда не возникало бы чувства, что госпрограмма осуществляется за счет налогоплательщиков. Если это коммерческая операция Минфина, то об этом следует сказать прямо - решили подзаработать на либерализации.
Как говорится, кому тюрьма, кому мать родная. Кому либерализация, а кому - деньги за нее.