Сколько стоит либерализация?
Александр Лукашенко, выступая с ежегодным посланием белорусскому народу и Национальному собранию, заявил, что «назрела необходимость принятия Директивы № 4 о дальнейшей либерализации экономики, направленной на раскрепощение предпринимательской инициативы». Насколько эффективным может быть такой документ?
Экономист и юрист Сергей Балыкин не исключает, что принятие директивы о либерализации экономики может нанести косвенный вред самому этому процессу, поскольку вместо реальной деятельности в стране займутся ее имитацией.
- Сейчас у нас есть планы либерализационных мероприятий, и все чиновники при деле: они внимательно изучают предложения предпринимательских союзов, общаются, проводят многочисленные совещания, где утверждают планы по либерализации экономики, - отмечает эксперт. - Между тем, либерализация - это придание большей экономической свободы, в данном случае, субъектам хозяйствования, то есть, уменьшение государственного регулирования, ограничений, уменьшение или отказ от излишних бюрократических процедур.
Для этого, считает Сергей Балыкин, необходимо отменять нормативные акты, регламентирующие ценообразование, установление зарплаты на частных предприятиях, и так далее. Но этого не делается.
Возникает еще один очень важный вопрос: сколько стоит либерализация?
- Либерализация не стоит ничего, от либерализации сплошная экономия, - убежден Сергей Балыкин. - Сколько стоит принятие хороших нормативных актов? Ровно столько же, сколько и принятие плохих: расходы на бумагу, на помещение и расходы на экспертов, которые эти нормативные акты подготовят и потом внесут в органы власти. И, соответственно, расходы на функционирование органов власти.
Эксперт делает вывод, что на либерализацию не нужны никакие дополнительные затраты. Если Беларусь отказываемся от регулирования цен, то, соответственно, будет не нужен комитет по ценам, многочисленные сотрудники в органах государственного управления, которые этими ценами занимаются, сотрудники у субъектов хозяйствования, которые эти цены обосновывают. Плюс экономия на бумаге, где все эти обоснования пишутся, и на транспортных и почтовых издержках, связанных с перевозкой документов из субъектов хозяйствования в государственные учреждения.
Аналогично и с ситуацией на рынке труда с определением заработной платы.
- Правда, могут упрекнуть, что в результате начнется рост безработицы, - оговаривается эксперт, - но тут опять же два варианта: либо тех, кто занимался регулированием цен, бросить на антимонопольное регулирование, либо посадить их дома, освободившиеся площади сдать в аренду, а на полученные от аренды средства платить им пособие по безработице. Может, еще и ставки аренды упадут.
Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук подчеркивает: если речь зашла о директиве, это означает, что других способов проведения реформ руководство страны не знает и не представляет себе природу свободного рынка.
- Но ни страны-инвесторы, ни белорусские предприниматели в директивных условиях работать не смогут, - убежден экономист.
По словам Ярослава Романчука, директива сегодня принимается, а завтра отменяется, под нее вводятся инструкции, и собственно процесс, как это имело место с арендой, с налогами, с ценами, остается на прежнем неудовлетворительном уровне или еще более падает.
- Отсюда и очень большой кризис доверия к тому, что обещает руководство в плане создания институтов рынка, - полагает эксперт. - Что бы ни придумывал президент, на выходе все равно получается социализм или Госплан, поэтому пример директивного управления «именем революции» - это пример попытки облагородить Госплан, который, и это очевидно, является источником всех проблем белорусской экономики.