Чрезвычайная мера
12.04.2010
—
Новости Экономики
Дополнительно около 45,5 млрд. BYR будет выделено ОАО "Белсолод" на завершение проекта по модернизации - примерно столько же денег уже вложено в техперевооружение предприятия.О ходе реализации программы развития отечественной пивоваренной отрасли вице-премьер Иван Бамбиза, помощник президента Сергей Ткачев и председатель концерна "Белгоспищепром" Иван Данченко доложили А. Лукашенко 5 апреля.
Отмечалось, что реализация этой программы практически завершается, благодаря чему мощности белорусских пивоваренных заводов заметно увеличатся (до 65 млн. дал в год) и они смогут в ближайшие 2-3 года удовлетворить потребности населения в качественном пиве.
Для этого проводится модернизация пивоваренных заводов, а также техперевооружение ОАО "Белсолод" - отечественного производителя пивоваренного солода.
В целом программа техпеперевооружения "Белсолода" стоит более 90 млрд. BYR, из них около 24 млрд. BYR необходимо вложить в строительные работы, а остальные деньги - в закупку современного оборудования. Финишировать инвестпроект должен, как отметил И. Бамбиза, к концу мая.
В результате мощности "Белсолода" должны удвоиться - с нынешних 65 тыс. т до 130 тыс. т солода. При этом, согласно планам, 55% от этого объема будет экспортироваться, что позволит производителю белорусского солода зарабатывать не менее 15-20 млн. USD в год.
Правда, для завершения проекта не хватает еще около 45,5 млрд. BYR.
Участники совещания предложили предоставить "Белсолоду" на эту сумму бюджетную ссуду на возвратной основе.
"Бюджет существует не для того, чтобы финансировать коммерческие структуры, которые сами должны заниматься производством, реализовывать продукцию и получать соответствующую прибыль. Мы все должны понимать, что бюджет - это не кормушка", - заявил А. Лукашенко.
Но с выделением ссуды согласился, назвав при этом два главных условия в качестве обязательных: "гарантированно высокая эффективность вложения средств и полное напряжение руководителей и трудового коллектива предприятия".
Между тем реализовать инвестпроект по техперевооружению "Белсолода" можно было и без господдержки.
В мае 2006 года премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский пообещал главе "Балтики" Антону Артемьеву "предоставить инвестиционную площадку" для работы этой компании в Беларуси. Тогда "Балтике" предложили инвестировать в техперевооружение "Белсолода", а также в строительство на его производственной площадке нового пивоваренного завода.
Однако эти предложения "Балтика" в Беларуси не реализовала. Возможно, компания проявила повышенную осторожность, вспомнив свою печальную попытку приватизации "Крынiцы". Но, скорее всего, по той причине, что позже от идеи привлечения инвестора в "Белсолод" просто отказались.
Напомним, осенью 2006 года А. Лукашенко дал зеленую улицу приватизации белорусских пивзаводов ОАО "Крынiца", ОАО "Брестское пиво", а также ОАО "Белсолод". И при этом обязал правительство разработать условия инвестиционных конкурсов по вхождению иностранных компаний на белорусский пивоваренный рынок.
Заявки на участие в приватизации этих предприятий подали 5 компаний - Heineken, Baltic Beverages Holding AB (BBH), инвестиционная группа Detroit Investment Ltd (учредитель СЗАО "Пивоваренная компания "Сябар"), SUB Miller и компания Groupe Soufflet.
Приватизацией "Белсолода" в то время интересовалась компания Groupe Soufflet, специализирующаяся на производстве солода.
Однако на совещании в августе 2007 года А. Лукашенко, по сути, отверг идею развития пивоваренной отрасли с привлечением иностранных инвесторов. "Какое государство, имея такой огромный рынок, как у нас, неудовлетворенный спрос, откажется от этого высокодоходного бизнеса? Так почему мы отказываемся и отдаем его в руки иностранным компаниям?" - заявил А. Лукашенко.
Тогда он заявил, что в Беларуси создана неплохая сырьевая база, улучшается качество пивоваренного ячменя и вложение 15-16 млн. USD в производство солода позволит вдвое увеличить объемы этой продукции через 2 года и полностью обеспечивать растущие потребности пивзаводов. Но сделать это потребовал за счет внутренних возможностей.
Чиновники начали искать схемы привлечения денег. В кулуарах правительства обсуждался вариант объединения "Крынiцы", "Белсолода" и "Брестского пива" в одно акционерное общество, где доля государства составила бы 98%. При этом в процессе проведения дополнительной эмиссии предполагалось привлечь 350 млрд. BYR.
Однако эта схема не нашла поддержки у правительства. Отрасль решили развивать за счет кредитных ресурсов. Но, как стало очевидно теперь, кредитных ресурсов оказалось тоже недостаточно - понадобился бюджетный заем.
Отмечалось, что реализация этой программы практически завершается, благодаря чему мощности белорусских пивоваренных заводов заметно увеличатся (до 65 млн. дал в год) и они смогут в ближайшие 2-3 года удовлетворить потребности населения в качественном пиве.
Для этого проводится модернизация пивоваренных заводов, а также техперевооружение ОАО "Белсолод" - отечественного производителя пивоваренного солода.
В целом программа техпеперевооружения "Белсолода" стоит более 90 млрд. BYR, из них около 24 млрд. BYR необходимо вложить в строительные работы, а остальные деньги - в закупку современного оборудования. Финишировать инвестпроект должен, как отметил И. Бамбиза, к концу мая.
В результате мощности "Белсолода" должны удвоиться - с нынешних 65 тыс. т до 130 тыс. т солода. При этом, согласно планам, 55% от этого объема будет экспортироваться, что позволит производителю белорусского солода зарабатывать не менее 15-20 млн. USD в год.
Правда, для завершения проекта не хватает еще около 45,5 млрд. BYR.
Участники совещания предложили предоставить "Белсолоду" на эту сумму бюджетную ссуду на возвратной основе.
"Бюджет существует не для того, чтобы финансировать коммерческие структуры, которые сами должны заниматься производством, реализовывать продукцию и получать соответствующую прибыль. Мы все должны понимать, что бюджет - это не кормушка", - заявил А. Лукашенко.
Но с выделением ссуды согласился, назвав при этом два главных условия в качестве обязательных: "гарантированно высокая эффективность вложения средств и полное напряжение руководителей и трудового коллектива предприятия".
Между тем реализовать инвестпроект по техперевооружению "Белсолода" можно было и без господдержки.
В мае 2006 года премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский пообещал главе "Балтики" Антону Артемьеву "предоставить инвестиционную площадку" для работы этой компании в Беларуси. Тогда "Балтике" предложили инвестировать в техперевооружение "Белсолода", а также в строительство на его производственной площадке нового пивоваренного завода.
Однако эти предложения "Балтика" в Беларуси не реализовала. Возможно, компания проявила повышенную осторожность, вспомнив свою печальную попытку приватизации "Крынiцы". Но, скорее всего, по той причине, что позже от идеи привлечения инвестора в "Белсолод" просто отказались.
Напомним, осенью 2006 года А. Лукашенко дал зеленую улицу приватизации белорусских пивзаводов ОАО "Крынiца", ОАО "Брестское пиво", а также ОАО "Белсолод". И при этом обязал правительство разработать условия инвестиционных конкурсов по вхождению иностранных компаний на белорусский пивоваренный рынок.
Заявки на участие в приватизации этих предприятий подали 5 компаний - Heineken, Baltic Beverages Holding AB (BBH), инвестиционная группа Detroit Investment Ltd (учредитель СЗАО "Пивоваренная компания "Сябар"), SUB Miller и компания Groupe Soufflet.
Приватизацией "Белсолода" в то время интересовалась компания Groupe Soufflet, специализирующаяся на производстве солода.
Однако на совещании в августе 2007 года А. Лукашенко, по сути, отверг идею развития пивоваренной отрасли с привлечением иностранных инвесторов. "Какое государство, имея такой огромный рынок, как у нас, неудовлетворенный спрос, откажется от этого высокодоходного бизнеса? Так почему мы отказываемся и отдаем его в руки иностранным компаниям?" - заявил А. Лукашенко.
Тогда он заявил, что в Беларуси создана неплохая сырьевая база, улучшается качество пивоваренного ячменя и вложение 15-16 млн. USD в производство солода позволит вдвое увеличить объемы этой продукции через 2 года и полностью обеспечивать растущие потребности пивзаводов. Но сделать это потребовал за счет внутренних возможностей.
Чиновники начали искать схемы привлечения денег. В кулуарах правительства обсуждался вариант объединения "Крынiцы", "Белсолода" и "Брестского пива" в одно акционерное общество, где доля государства составила бы 98%. При этом в процессе проведения дополнительной эмиссии предполагалось привлечь 350 млрд. BYR.
Однако эта схема не нашла поддержки у правительства. Отрасль решили развивать за счет кредитных ресурсов. Но, как стало очевидно теперь, кредитных ресурсов оказалось тоже недостаточно - понадобился бюджетный заем.