Эффект низкой базы
05.04.2010
—
Новости Экономики
Array/>Белорусская промышленность показала по итогам первых двух месяцев неожиданно высокий рост - 4,2% по отношению к прошлому году. Несмотря на эти, казалось бы, впечатляющие данные, власть пока не празднует победу над кризисом, вероятно, понимая реальную причину появления красивых цифр.
Нет, дело не в приписках, которые, впрочем, тоже исключить нельзя. Самый большой "вклад" в нынешние достижения дает прошлогодняя низкая база. С учетом прошлогоднего падения на 4,6% по отношению к январю - февралю 2008 года мы еще не вышли на уровень докризисного производства.
А по такой чувствительной для белорусской промышленности позиции, как машиностроение и металлообработка, продолжаем падать - на 2,4%. При этом автомобилестроительная подотрасль продолжает пребывать в глубоком кризисе: снижение производства грузовых автомобилей по сравнению с прошлым годом составило почти 40%. И это при том, что в первые два месяца прошлого года производство автомобилей упало по отношению к 2008 году году более чем на 30%. То есть сегодня мы производим автомобилей как минимум раза в три меньше, чем в 2008 году.
Этот пример демонстрирует, насколько мало говорят обобщенные цифры о конкретных производствах и как больно кризис ударил по некоторым валообразующим отраслям Беларуси, экономическая модель которой до сих пор делала ставку на рост количественных показателей.
В такой модели, которая к тому же не позволяет планово останавливать заводы для сокращения издержек, одним из самых простых выходов является откровенный демпинг. И если внимательно присмотреться к еще одному статистическому достижению двух первых месяцев - росту экспорта на 34%, то окажется, что во многом этому росту мы обязаны радикальным снижением экспортных цен. Но снижение цен - опасная дорожка. И не только потому, что это наносит ущерб финансовому здоровью предприятий, но и потому, что создает опасность введения антидемпинговых мер на тех рынках, куда мы пытаемся сбыть продукцию.
Еще один способ поддержать количественные показатели в нашей модели - создание сборочных производств за пределами страны. Но разве мы переносим сборку в другие страны потому, что у нас уже не хватает рабочих рук, чтобы самим собрать необходимое на мировых рынках количество грузовиков, тракторов, комбайнов? Нет, создание рабочих мест в чужой стране (как правило, отсталой в промышленном плане) - это единственный "бонус" за наше присутствие на их рынке. К тому же с учетом и нашей собственной отсталости количество этих рабочих мест будет большим именно в партнерстве с белорусскими производителями, нежели с западными. Вот только в нашей стране рабочие места в таком случае должны сокращаться или, по крайней мере, не расти в этом секторе экономики. Так что мы сегодня экспортируем? Продукцию, машинокомплекты или просто рабочие места?
Нет, дело не в приписках, которые, впрочем, тоже исключить нельзя. Самый большой "вклад" в нынешние достижения дает прошлогодняя низкая база. С учетом прошлогоднего падения на 4,6% по отношению к январю - февралю 2008 года мы еще не вышли на уровень докризисного производства.
А по такой чувствительной для белорусской промышленности позиции, как машиностроение и металлообработка, продолжаем падать - на 2,4%. При этом автомобилестроительная подотрасль продолжает пребывать в глубоком кризисе: снижение производства грузовых автомобилей по сравнению с прошлым годом составило почти 40%. И это при том, что в первые два месяца прошлого года производство автомобилей упало по отношению к 2008 году году более чем на 30%. То есть сегодня мы производим автомобилей как минимум раза в три меньше, чем в 2008 году.
Этот пример демонстрирует, насколько мало говорят обобщенные цифры о конкретных производствах и как больно кризис ударил по некоторым валообразующим отраслям Беларуси, экономическая модель которой до сих пор делала ставку на рост количественных показателей.
В такой модели, которая к тому же не позволяет планово останавливать заводы для сокращения издержек, одним из самых простых выходов является откровенный демпинг. И если внимательно присмотреться к еще одному статистическому достижению двух первых месяцев - росту экспорта на 34%, то окажется, что во многом этому росту мы обязаны радикальным снижением экспортных цен. Но снижение цен - опасная дорожка. И не только потому, что это наносит ущерб финансовому здоровью предприятий, но и потому, что создает опасность введения антидемпинговых мер на тех рынках, куда мы пытаемся сбыть продукцию.
Еще один способ поддержать количественные показатели в нашей модели - создание сборочных производств за пределами страны. Но разве мы переносим сборку в другие страны потому, что у нас уже не хватает рабочих рук, чтобы самим собрать необходимое на мировых рынках количество грузовиков, тракторов, комбайнов? Нет, создание рабочих мест в чужой стране (как правило, отсталой в промышленном плане) - это единственный "бонус" за наше присутствие на их рынке. К тому же с учетом и нашей собственной отсталости количество этих рабочих мест будет большим именно в партнерстве с белорусскими производителями, нежели с западными. Вот только в нашей стране рабочие места в таком случае должны сокращаться или, по крайней мере, не расти в этом секторе экономики. Так что мы сегодня экспортируем? Продукцию, машинокомплекты или просто рабочие места?