Указы подравняли под кодекс
Президент Беларуси Александр Лукашенко Указом от 9.03.2010 № 143 «Об отдельных вопросах налогообложения» внес ряд изменений в ранее принятые указы, регулирующие налоговую сферу.
Так, базовые ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц установлены в белорусских рублях, как то предусмотрено п. 1 ст. 298 Налогового кодекса, а не в евро, как было предусмотрено до сих пор Указом от 18.06.2005 № 285. По мнению разработчиков, это позволит упростить расчеты плательщиков этого налога с бюджетом. Специалисты МНС полагают, что при пересчете ставки остались практически на прежнем уровне. В реальности они оказались несколько выше, чем прошлогодние, — по отдельным позициям на 6–15%, т.е. почти в пределах уровня инфляции. Правда, поскольку евро, вслед за долларом, утрачивает репутацию стабильной валюты (курс евро в текущем году снизился с 4119,53 Br на 1 января до 4003,15 Br на 11 марта), можно сказать, что государство и предприниматели отказались от лишнего валютного риска.
В целях обеспечения дополнительных поступлений денежных средств в местные бюджеты Указом предоставлено право местным Советам депутатов увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза, ставки земельного налога и налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. При этом решения местных Советов депутатов об увеличении ставок указанных налогов не распространяются на субъектов хозяйствования, получающих господдержку в виде изменения срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета.
Указом предусмотрено освобождение в течение 5 лет от обложения подоходным налогом полученных за рубежом в денежной форме доходов в виде дивидендов, процентов, роялти, от операций с ценными бумагами и от реализации недвижимого имущества физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами РБ в течение не менее 5 лет, непосредственно предшествовавших налоговому периоду, в котором такие лица признаны налоговыми резидентами РБ. Главным условием получения такой льготы является постоянное проживание в Беларуси и перечисление денег на счета в белорусских банках. Но не обойдется и без формальностей: получателю дохода придется представлять в налоговые органы документы, подтверждающие факт выплаты доходов по указанным сделкам, а также документы о приобретении имущества или имущественных прав, содержащие сведения о дате их приобретения. При этом Указ № 143 не исключает обязательства нашей страны об обмене информацией по налоговым вопросам в рамках двусторонних соглашений об устранении двойного налогообложения и специальных соглашений в данной сфере, заключенных со странами СНГ. Так что «льготы в обмен на валюту» отнюдь не делают Беларусь оффшором.
Кроме того, Указом № 143 предусмотрен ряд других положений, направленных на приведение терминологии ряда указов, регулирующих вопросы налогообложения, в соответствие с Налоговым кодексом и другими изменениями законодательства. В частности, в указах от 24.11.2005 № 546 «О некоторых вопросах налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь» и от 28.08.2006 № 535 «Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость некоторых категорий товаров» перечни льготируемых товаров определяются теперь в соответствии с ТН ВЭД Таможенного союза.
Внесены изменения в Указ от 15.06.2006 № 398 «Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели». Теперь им нормируются лишь расходы на представительские цели (в прежних размерах), поскольку только они ограничиваются для целей налогообложения в подп. 1.5 ст. 131 НК. Остальные — расходы на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги — включаются в затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль, с 1 января в полном объеме.
В заключение отметим, что Указ № 143, как и некоторые другие в этом году, вступает в силу с 1.01.2010 г. — надо же кодекс догонять…
Вадим ЛЕБЕДЕВ