Беларусь: есть ли потенциал для рывка?
Ранее, в своих публикациях, автор попытался дать аналитический обзор инновационного развития национальной экономики Беларуси в первом десятилетии 21-го века. Согласно Глобальному рейтингу стран по показателям их инновационного развития, версия 2008 г., Беларусь находилась на 69 месте, уступая Казахстану (68 место), России (61 место), Украине (51 место). Тройка лидеров расположилась в следующем порядке: Дания, Швеция, Финляндия. В состав Глобального рейтинга включались такие показатели как индекс знаний, индекс экономики знаний, экономическая среда, инновационная система, образование, информационно-коммуникационные технологии.
Таким образом, следует признать, что, как пел А.Градский – «первый тайм мы уже отыграли», и счет не в нашу пользу, ибо Беларусь до настоящего времени так и не смогла осуществить перевод своей экономики на путь инновационного развития, обеспечив массовое распространение технологий 5-го технологического уклада. В странах – технологических лидерах доля 5-го техноуклада достигла 50% ВВП, тогда как в Беларуси в начале 1990-х годов эта доля составляла около 10%, в середине 1990-х, согласно оценке специалистов, она снизилась до 3-5% от ВВП, и лишь к настоящему времени превзошла уровень начала 90-х.
По оценкам экспертов, уже после 2015 года в экономике стран - технологических лидеров будет доминировать 6-ой технологический уклад, характеризующийся развитием биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии; нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем. Именно те страны, которые сумеют вырваться вперед в освоении нового техноуклада, и станут технологическими лидерами планеты на новом витке технико-экономического развития.
В свое время, небезызвестный французский писатель Морис Дрюон вывел две аксиомы успеха:
- во-первых, рекламируй себя;
-во-вторых, окажись в нужный момент, в нужном месте.
Очевидно, что лишь обновление технологической структуры национальной экономики на основе 6-го техноуклада, позволит Беларуси совершить качественный рывок и добиться технологического лидерства по ряду направлений, а активная и целенаправленная работа по продвижению своей продукции на мировой рынок будет способствовать «снятию сливок» в конкретных рыночных нишах. В этой связи, следует отметить, что из 27 государственных научно-технических программ, лидерами по объему финансирования в период 2006-2010 г.г. стали: «Агрокомплекс – возрождение села», «Машиностроение», «Микроэлектроника». Из названных, лишь последнюю, есть основания считать значимой для развития перспективных отраслей промышленности…
Какой же задел имеет Беларусь для форсированного развития экономики на базе 6-го техноуклада? Мировой опыт свидетельствует: всякая модернизация начинается лишь тогда, когда наличествуют подготовленные кадры, владеющие соответствующими технологиями. По формальным признакам, Беларусь превосходит среднеевропейский уровень по удельному весу специалистов с высшим образованием, занятых в экономике (соответственно - 40,7% и 21,2% для ЕС). Вместе с тем, анализ динамики выпуска специалистов с высшим образованием, по профилю образования, показывает, что из года в год воспроизводится, сложившаяся еще в 1990-е годы практика производства специалистов управленческого, экономического и юридического профиля, т.е. тех, кто непосредственно не связан с применением производственных технологий.
Ежегодный выпуск студентов вузов Беларуси за период с 2002 года по 2008 учебный год возрос с 47,4 тыс. человек до 68,8 тыс. человек, или на 45%. При этом, в структуре выпуска специалистов за этот же период, доля выпускников управленческого, экономического и юридического профиля составляла в 2002 г. - 42,2 % (20 тыс.), в 2008 г. - 45,9 % (31,6 тыс. человек).
Ключевой вопрос – подготовка специалистов в области инновационной деятельности. Согласно оценке ГКНТ РБ, сделанной еще в 2004 году, для успешного продвижения инновационных проектов в Беларуси должно быть задействовано около 7 тыс. специалистов в области управления инновациями. В 2008 г., уже после начала реализации Госпрограммы инновационного развития РБ на 2006-2010 г.г., ГКНТ РБ провел комплексное исследование по определению перспективной потребности в специалистах с высшим образованием в сфере инновационной деятельности.
Представили сведения 222 организации – исполнители Госпрограммы инновационного развития РБ. В итоге, как оказалось, перспективная потребность на период 2009-2015 г.г. составила 2,53 тыс. человек, в том числе 1,74 тыс. человек - по специальности «Инновационный менеджмент», 0,79 тыс. человек – по специальности «Маркетинг в инновационной сфере». Согласно представленным сведениям, средняя потребность на период 2009-2015 г.г. в инновационных менеджерах составляет 22-47 человек в год! Как видно, в условиях «форсированного» перехода на путь инновационного развития отраслей национальной экономики Беларуси, потребность в специалистах по инновациям сократилась более чем в 2,7 раза, по сравнению с первоначальной оценкой! Да это и не удивительно, ибо в условиях индустриальной экономики, базирующейся на технологиях 4-го техноуклада, в инновационных менеджерах объективно нет острой необходимости.
Развертывание отраслей 6-го техноуклада, а это, прежде всего, индустрия биотехнологий и наноиндустрия, требует кадров соответствующей квалификации, и проблем здесь больше, нежели достижений. За период с 2002 по 2008 год, ежегодный выпуск специалистов по естественным наукам вырос с 1,8 тыс. до 2,1 тыс. человек, или на 16,7%; выпуск специалистов по профилю образования «Техника и технологии» - с 6,5 тыс. до 10,2 тыс. человек, или на 56,7%. Однако, это картина в целом.
Динамика формирования отечественной наноиндустрии характеризуется следующими данными:
1. В 2001 г. на базе БГУИР создан первый в Беларуси научно-исследовательский центр наноэлектроники;
2. В 2007 г. в БНТУ в составе приборостроительного факультета создана кафедра микро- и нанотехники;
3. В 2009 г. в БНТУ открыта новая специальность «Микро- и наносистемная техника» с 3-мя специализациями: «Микросистемная техника», «Наноэлектромеханические системы и машины», «Сенсорные микросистемы»;
4. В 2009 г. произведен набор на указанную специальность 57 первокурсников.
Таким образом, к началу доминирования в мировой экономике 6-го техноуклада, Беларусь, при существующих темпах подготовки кадров, будет иметь полсотни квалифицированных специалистов в области нанотехнологий, а также 2,5 тысячи инновационных менеджеров и маркетологов! Не будет преувеличением сказать, что такой «неспешный» подход, заведомо обрекает Беларусь на стратегический проигрыш в глобальной конкурентной борьбе.
Если в части развертывания наноиндустрии в Беларуси сделаны лишь самые первые шаги, то в рамках реализации Государственной программы «Инновационные биотехнологии» на 2010-2012 годы и на период до 2015 года, предусматривается создание биотехнологического сектора экономики, включающего 6 новых организаций по разработке и производству биопрепаратов для нужд фармацевтики и АПК, модернизация 10 организаций; создание 28 новых производств и 78 новых биотехнологий. К настоящему моменту уже создан биотехнологический центр в Институте микробиологии НАН Беларуси. Планируется, что в 2015 г. объем производства биотехнологической продукции составит свыше 210 млн долларов США, импортозамещение -150 млн долларов США, экспорт - свыше 60 млн долларов США.
Определенные усилия предусматриваются и в части развития отечественной фармацевтики, так планируется в течение 4-х ближайших лет создать 36 новых фармацевтических субстанций, готовых лекарственных средств и диагностических приборов, 110 лекарственных средств (из них 53- оригинальные), 83 новых производственных технологий. Ожидается, что к 2015 г. экономический эффект от импортозамещения составит более 30 млн долларов США. Таковы факты.
Однако, если рассматривать вышеизложенные цифры с учетом мировой динамики развития рынка высоких технологий, то очевидно, что реализация названных программ в большей степени направлена на формирование исходного задела для постепенного развертывания отраслей 6-го техноуклада, и обеспечение импортозамещения, но никак не на достижение технологического лидерства в названных сферах, хотя бы по нескольких направлениям.
Экономический эффект от импортозамещения биотехнологической и фармацевтической продукции к 2015 г. ожидается в размере свыше 180 млн долларов США. В 2008 г. объем импорта в Беларусь составил 39,4 млрд долларов США. Таким образом, усилия по развитию индустрии биотехнологий и фармацевтики, при сохранении указанного объема импорта, что, безусловно, маловероятно, приведут к его (импорта) снижению всего лишь на 0,45%!
Уже сейчас в мире создано более 10 тысяч компаний, выпускающих или использующих нанопродукцию, и число их стремительно растет. На сегодняшний день, нанотехнологии применяются в процессе производства, как минимум, 80 групп потребительских товаров и свыше 600 видов сырьевых материалов, комплектующих изделий и промышленного оборудования. На полученную, с использованием нанотехнологий продукцию, приходится около 0,01% мирового ВВП. Структура производства и потребления нанопродукции еще не сформировалась. Наиболее интенсивно растут рынки нанопорошков, нанотрубок, светодиодов, сканирующих микроскопов. Так, по различным оценкам, ожидается, что к 2015 г. рынок продукции и услуг, созданных с использованием нанотехнологий, составит от 1 до 1,5 трлн долларов США; емкость таких его сегментов как рынок фотоэлектроники (производство солнечных панелей) и рынок светодиодов составит 51 и 5,9 млрд долларов США соответственно.
В свете вышеизложенного, очевидно, что тех мер, которые предприняты в Беларуси сейчас для развития отраслей 6-го техноуклада - наноиндустрии и индустрии биотехнологий - явно недостаточно, и, при существующих темпах, есть обоснованные основания полагать, что разрыв со странами-технологическими лидерами будет лишь нарастать. А это чревато уже в среднесрочной перспективе (к 2020 году), когда КНР завершит индустриализацию, и сравняется в технологическом отношении с экономикой Беларуси, базирующейся, преимущественно, на технологиях 4-го техноуклада, а страны Запада сформируют экономику, базирующуюся на технологиях 6-го техноуклада, тотальной утратой национальной конкурентоспособности, вытеснением с абсолютного большинства традиционных рынков. Для Беларуси – малой страны с избыточной для нее индустрией, - это сулит масштабные и необратимые социальные потрясения.
С учетом вышеизложенного, осмелюсь высказать ряд следующих соображений. Беларусь, впервые в своей новейшей истории, стоит перед необходимостью как технологической, так и социокультурной модернизации. В том, что такая модернизация вполне назрела, свидетельствуют факты.
После бурного и пьянящего ощущения перемен конца 80-х – начала 90-х годов прошлого столетия, в духовной сфере - застой и упадок, за последние пятнадцать лет в стране так и не создано сколь-нибудь значительных произведений в области культуры и искусства, а творческая интеллигенция – интеллектуальная элита общества – так и не смогла предложить белорусскому народу образ-эталон «героя нашего времени», который был бы достоин подражания, равно как и дать ответ, кто мы такие – белорусы - в этом мире. Да и кто знает, даже из образованной части населения, пару-тройку современных белорусских писателей, не говоря уже о поэтах и драматургах. Старые – доживают свой век, а новые – неизвестны. В итоге, идеалом большинства стали герои кинопродукции Голливуда, ну и, заодно, российских боевиков и «мыльных» опер… Сегодня следует прямо признать, что Беларусь, как впрочем, и другие постсоветские государства, впустую растратила мощный заряд народного энтузиазма «перестроечных времен», так и не сумев совершить модернизационный прорыв, и обрести себя как полноправная и самодостаточная европейская нация.
Утрата целей и ценностей на уровне массового сознания порождает в обществе неуверенность и страх перед будущим. Иначе как объяснить, что Беларусь стабильно в первой пятерке в мире по числу самоубийств, немногим лучше – ситуация со статистикой абортов. Медленно, но неуклонно идет депопуляция, за период с 1995 г. по 2008 год численность населения Беларуси сократилось на 0,5 млн жителей, с 10,2 млн. до 9,7 млн. человек соответственно.
Общественно-политическая жизнь страны длительный период пребывает в летаргическом сне, нет ни новых имен, ни прорывных идей. Все понимают, что надо бы, что-то и делать, но дальше кухонных разговоров дело не идет… Наблюдается лишь имитация «бурной» деятельности, все как-то «понарошку», год сменяется годом, а зримых и очевидных перемен нет.
Не менее острая ситуация в национальной экономике. За прошедшие два десятилетия, Беларусь фактически растратила потенциал своей промышленности, модернизированной в 80-е годы двадцатого столетия, обострилась проблема конкурентоспособности ее продукции, и на повестке дня - назревшая инвестиционно-структурная перестройка экономики.
По совокупности фактов, впору говорить о грядущем системном кризисе белорусского социума, его ключевых подсистем (духовной, социально-политической, экономической). Как представляется, национальным ответом на вызовы и угрозы современного мира, могла бы стать комплексная модернизация Беларуси, которая предполагает, системную трансформацию социально-политических и экономических отношений и институтов, направленную на достижение следующих ключевых целей:
- в духовной сфере – национальное возрождение белорусского народа, обретение своей национальной идентичности;
- в социально-политической сфере – формирование и развитие дееспособных институтов гражданского общества;
- в экономической сфере – инвестиционно-структурная перестройка на основе технологий 5-го и 6-го технологических укладов, создание конкурентоспособных отраслей и производств, формирование модели инновационного развития, адекватной передовому мировому уровню.
Как представляется, не подлежит сомнению, что в условиях доминирования восточной модели цивилизационного прогресса, и инициатива, и реализация идеи комплексной модернизации Беларуси возлагается на государство, правящую элиту страны. Всякая самодеятельность других общественных сил будет обречена на успех лишь тогда, когда она санкционирована государством.
В то же время, сама постановка вопроса о проведении комплексной модернизации страны, предполагает реализацию, как минимум, трех принципиальных условий:
- во-первых, готовность общества к мобилизации, к «сверхнапряжению» (как писал Л.Н.Гумилев), способность его пожертвовать текущим потреблением ради «светлого завтра», наличие социального оптимизма и жажды позитивных перемен. Такое станет возможным, лишь тогда, когда идея комплексной модернизации страны овладеет умами и сердцами активной части населения, когда сама общественная атмосфера в Беларуси будет буквально «наэлектрилизована» предвкушением неизбежности судьбоносного выбора пути;
- во-вторых, наличие достаточно широкого слоя компетентных и социально ответственных профессионалов-управленцев, осознающих стратегические цели развития страны, и способных по своим личностным параметрам обеспечить их практическую реализацию. Сегодня таких профессионалов в стране крайне мало, и их следует готовить «еще вчера». В этой связи, отметим, что в недавней истории СССР было немало примеров, когда политическое руководство, осознававшее национальные интересы страны, делало ставку на образование, в том числе и на элитное, как на ключевой ресурс. Когда после второй мировой войны, возникла угроза отставания в области применения атомной энергии, постановлением Правительства СССР от 25 ноября 1946 г. №2538 в составе МГУ был создан физико-технический факультет (знаменитый затем Физтех), ставший базой для подготовки советских физиков-ядерщиков;
- в-третьих, наличие политической воли у руководства страны, готовность и способность нести ответственность за жесткие и непопулярные решения. Исторический опыт модернизации в странах мира (Россия, Япония, Турция, Китай) показывает, что началу модернизации всегда предшествовал острый социально-политический и экономический кризис, который нарушал существующее статус-кво, способствовал смене правящих элит и выдвижению харизматичных и дееспособных лидеров, готовых взять на себя всю полноту ответственности за будущее страны. В то же время, замечу, что такой вариант развития событий возникал лишь тогда, когда правящая элита разложилась, и теряла способность к адекватному восприятию реальности, равно как и утрачивала волю к борьбе за власть…
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что лишь тогда, когда в массовом сознании идея комплексной модернизации страны станет синонимом идеи национального возрождения белорусского народа, когда будут предложены цели и ценности, близкие и вдохновляющие активную часть населения, лишь в этом случае есть надежда что белорусский народ -обретет свою идентичность и станет полноправной европейской нацией, сохранившей свою реальную экономическую независимость, а, следовательно – и национальную государственность. Исходя из реалий текущего момента, очевидно, что мы лишь в начале пути, и время «понарошников» для Беларуси еще не закончилось…